Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Подавить в себе еврея. Дружная семья захара прилепина Он не только модный писатель, но и примерный семьянин - однолюб с четырьмя детьми


Биография

Захар Прилепин - русский писатель, филолог, публицист.

Известен также своей общественно-политической, гуманитарной и военной деятельностью в России и странах «ближнего зарубежья». В ряде разножанровых творческих проектов выступал в качестве продюсера, главного редактора, телеведущего, рэп-исполнителя и актёра.

Лауреат премии Правительства России в области культуры, а также ряда других премий по литературе.

Евгений Николаевич Прилепин родился 7 июля 1975 года в селе Ильинка Рязанской области, в семье школьного учителя истории и медсестры. Русский.

В 1986 году семья переехала в Нижегородскую область, в город Дзержинск, где родителям выдали квартиру.
После окончания средней школы в 1992 году Прилепин переехал в Нижний Новгород.
В 1994 году был призван на военную службу в ряды российской армии, но впоследствии комиссован.

После службы в армии учился в школе милиции и служил в ОМОНе. Параллельно со службой учился на филологическом факультете НГУ имени Н. И. Лобачевского, однако в 1996 году был отправлен в Чечню для участия в боевых действиях. В 1999 году принял участие в вооружённых столкновениях в Дагестане.

В 1999 году Прилепин окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского и оставил службу в ОМОНе.

В 2000 году устроился на работу журналистом в нижегородскую газету «Дело». Публиковался под многими псевдонимами, самый известный из которых «Евгений Лавлинский». В 2001 году стал главным редактором газеты.

Первые произведения Прилепина были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы». Затем его работы печатались в «Литературной газете», «Лимонке», «На краю» и «Генеральной линии», а также в журналах «Север», «Дружба народов», «Роман-газета», «Новый мир», «Сноб», «Русский пионер», «Русская жизнь», «Аврора».

Прилепин был главным редактором газеты национал-большевиков Нижнего Новгорода «Народный наблюдатель». Участвовал в семинаре молодых писателей «Москва-Переделкино» (февраль 2004 года) и в IV, V, VI Форумах молодых писателей России в Москве. Прилепина считают одним из основоположников современной русской военной прозы (наряду с Александром Карасёвым и Аркадием Бабченко).

В октябре 2014 года Прилепин вошёл в число ста людей года в России по данным журнала «Русский репортёр». В ноябре занял восьмую строчку в списке самых перспективных политиков России, согласно исследованиям близкого к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ). В апреле 2015 года Захар Прилепин поднялся уже на пятую строчку в аналогичном списке.

В том же апреле роман Прилепина «Обитель» занял первую строчку в рейтинге самых продаваемых книг года по данным сайта «Pro-Books.ru». По результатам 2015 года роман «Обитель» стал самой читаемой книгой в библиотеках Москвы.

Согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 2015 году Прилепин занял вторую позицию как «Писатель года в России» (уступив Дарье Донцовой), а как «Писатель года в России по версии российских СМИ (по количеству публикаций)», по данным компании «Медиалогия», стал первым (с количеством публикаций 11623 в 2015 году).

В 2016 году, по опросу ВЦИОМ, как «Писатель года в России» Захар Прилепин разделил третье место с Борисом Акуниным, Александром Прохановым и Виктором Пелевиным, а по данным компании «Медиалогия», стал самым упоминаемым в СМИ писателем, опередив Андрея Усачёва и Людмилу Улицкую.

Произведения Прилепина издавались на английском, немецком, французском, итальянском, китайском, датском, норвежском, польском, болгарском, румынском, армянском языках.

Политическая деятельность

По политическим убеждениям Захар Прилепин является национал-большевиком (с 1996 года), сторонником коалиции и затем членом незарегистрированной российской политической партии «Другая Россия», основанной Эдуардом Лимоновым. Принимал участие в организации нижегородского «Марша несогласных» 24 марта 2007 года. В 2007 году стал соучредителем национал-демократического движения «Народ». 23-24 июня 2007 года в Москве прошла учредительная конференция движения и первое заседание его политсовета. Сопредседателями движения стали Сергей Гуляев, Алексей Навальный и Захар Прилепин. Впоследствии предполагалось присоединение движения «Народ» к коалиции «Другая Россия», но этого не произошло.

10 марта 2010 года Прилепин подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». В интервью, опубликованном 16 марта 2010 года, сказал в ответ на вопрос о целях кампании: «Путин - это система, и менять надо всю систему. Необходимо открытое политическое пространство. Прежде всего страну надо вывести из состояния политической заморозки. Для этого нужны свободный парламент, дискуссия, независимая пресса».

В 2011 году в качестве пути для спасения России Прилепин призывал «рожать как можно больше русских детей». Прилепин также отмечал: «я вырубил антенну в доме и не пользуюсь интернетом, они не прибавляют осознания смысла происходящего».

В 2014 году после Крымского кризиса Прилепин переосмыслил отношение к современной российской власти. В интервью от 1 октября 2014 года он объявил «личное перемирие власти» и отсутствие «малейших побуждений к конфронтации». Такую позицию мотивировал происходящими в России переменами, о которых он писал и мечтал с середины 1990-х годов.

С 2014 года Захар Прилепин лично принимал участие в вооружённом конфликте на востоке Украины. С декабря 2015 года Прилепин является советником Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко. С октября 2016 года - заместитель командира батальона спецназа по работе с личным составом армии ДНР (командиром батальона является член «Другой России» Сергей Фомченков), с ноября 2016 года - в звании майора. Тем не менее, участие в вооружённом конфликте не мешает Захару Прилепину проводить встречи с читателями в книжных магазинах Москвы. Конечной целью войны называл победу Донбасса через возвращение Малоросии и русского города Киева. 16 февраля СБУ открыла уголовное производство по статьям ч. 1 ст. 258-3 (участие в деятельности террористической организации) и ч. 1 ст. 258-5 (финансирование терроризма) Уголовного кодекса Украины, глава МИД РФ Сергей Лавров заявлял об угрозах со стороны украинцев в адрес Прилепина, «который хочет помочь украинскому государству наладить нормальную жизнь». В феврале 2017 года, после того, как Захар Прилепин стал в Донбассе заместителем командира батальона и взял в руки оружие, от сотрудничества с ним отказалось немецкое литературное агентство «Wiedling Literary Agency», представлявшее на международном издательском рынке его авторские интересы. "За проявленное мужество" Захар Прилепин награждён Крестом Добровольцев Донбасса.

Журналистика и телевидение

С марта 2007 года Захар Прилепин - генеральный директор и главный редактор «Новой газеты» в Нижнем Новгороде.
С июля 2009 года - ведущий программы «Старикам здесь не место» на телеканале «PostTV».

1 июля 2012 года вместе с Сергеем Шаргуновым возглавил редакцию сайта «Свободная пресса»: Шаргунов стал главным редактором, а Прилепин - шеф-редактором.

В разные годы вёл колонки в российских СМИ, в том числе в журналах «Story» и «Огонёк», в «Новой газете», «Известиях» и других.

В октябре 2013 года на телеканале «Дождь» выходила авторская программа «Прилепин», формат которой подразумевал встречу с гостем в студии и разговор на тему, заданную ведущим программы - Прилепиным, в финале программы гость должен был представить зрителям что-то из своего творчества, например, стихотворение или песню.

С 1 ноября 2015 года - ведущий музыкального телешоу «Соль» на «РЕН ТВ».
С января 2016 года - ведущий авторской программы «Чай с Захаром» на «Царьград ТВ».

Музыка и кино

В 2011 году Прилепин в качестве рэп-исполнителя записал совместный трек с музыкантами из группы «25/17» для альбома их сайд-проекта «Лёд 9» - «Холодная война». Трек получил название «Котята». На него был снят клип, в котором Захар Прилепин сыграл главную роль. Позже, в марте 2013, Захар снялся в клипе «Топоры» этой же группы.

В 2011 году Прилепин собрал собственную группу «Элефанк». На лейбле «Полдень Music» группа выпустила дебютный альбом «Времена года». Всего вышло три альбома группы. Отдельные песни на альбомах вместе с «Элефанком» поют Михаил Борзыкин, Константин Кинчев, Дмитрий Ревякин, Александр Скляр и другие рок-исполнители.

С 2013 года Прилепин записывает совместные треки с рэпером Ричем, которые выходят на сольных альбомах музыканта.

Наибольшую известность получили треки «Пора валить» и «В 91-м». Песня «Пора валить» вызвала резко негативную реакцию у либеральных критиков писателя.

К открытию «Ельцин Центра» Прилепин и Рич записали песню «В 91-м» и выложили в Сеть клип на неё. В клипе снялись Андрей Мерзликин и Юрий Быков. В своих куплетах исполнители жёстко отзываются о произошедшем в августе 1991 и о последовавших событиях. Песню высоко оценил организатор «Нашего радио» Михаил Козырев.

В 2012 году Прилепин выступил в качестве актёра, сыграв в сериале «Инспектор Купер». В 2013 году появился в небольшой роли в экранизации своей повести «Восьмёрка». Режиссёр фильма Алексей Учитель так комментирует участие писателя в фильме: «Прилепин уже по моей инициативе снялся как актёр в очень небольшой роли водителя такси и проявил удивительный комедийный талант. Я был поражён».

Общественная деятельность

Прилепин является главой инициативной группы по установлению в Нижнем Новгороде памятника поэту, драматургу и прозаику Анатолию Мариенгофу. В сентябре 2015 и в феврале 2016 - при участии Прилепина в Пензе и Нижнем Новгороде открыты мемориальные доски поэту Анатолию Мариенгофу.

В марте 2014 года осудил российских деятелей культуры, выступивших против присоединения Крыма к России.

В сентябре 2014 года Прилепин посещал зону вооружённого конфликта на востоке Украины в качестве военкора со стороны самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик. Его заметки были опубликованы рядом изданий, например, газетой «Комсомольская правда» и общественно-политическим интернет-изданием «Свободная пресса» (шеф-редактором которого он является с 2012 года).

В конце октября 2014 года Прилепин обратился к своим читателям с просьбой оказать помощь Новороссии. За три дня было собрано три миллиона рублей. Закупленные вещи, провизию и медикаменты для гражданского населения, а также амуницию для ополченцев Захар Прилепин повёз сам на своей машине во главе колонны с гуманитарной помощью. Кроме того, по приглашению Прилепина музыкант Александр Скляр дал несколько концертов для жителей Луганска.

Организовав очередной сбор средств на гуманитарную помощь Донбассу в феврале 2015 года, к марту собрал более 12 миллионов рублей. Об этой поездке был снят документальный фильм «Не чужая смута». 23 марта к сбору средств подключился телеканал «360° Подмосковье». В результате было собрано ещё 2 миллиона 120 тысяч 931 рубль. На эти и оставшиеся после предыдущей поездки деньги были закуплены медикаменты, продукты питания и другие товары первой необходимости. В апреле гуманитарная миссия прибыла в Новороссию. Грузы были распределены по коллективным заявкам и по адресным спискам.

Июль 2015 - Прилепин стал инициатором, руководителем и участником литературно-музыкального фестиваля «Традиция» в Новом Иерусалиме. Среди участников были Сергей Шаргунов, Анатолий Вассерман, Эдуард Лимонов.

В июле 2015 года украинские писатели Юрий Андрухович и Сергей Жадан отказались участвовать в дискуссии с Прилепиным, которая должна была состояться на литературном фестивале в Германии. Жадан отмечал, что считает бессмысленным дискутировать с «одним из российских писателей, сторонником „Новороссии“, который после поездок на Донбасс пишет тексты о героическом ополчении и упорно клеймит киевскую хунту».

Осенью 2016 года организаторы польского литературного фестиваля Конрада отозвали приглашение на участие Прилепину, с которым хотели обсудить проблемы национализма как человеком идеологически ангажированным. Это произошло после обращения украинских писателей, сравнивших ситуацию с приглашением Андерса Брейвика.

В 2017 году Прилепин вошёл в состав юбилейного комитета по празднованию юбилея Октябрьской революции 1917 года, организованного партией КПРФ.

Факты

В октябре 2016 года Захар Прилепин объявил о строительстве творческого центра «Хутор Захара Прилепина» в Подмосковье
В 2017 году в Афинах открылось кафе «Захар Прилепин».

Отрицательные

После публикации в 2012 году «Письма товарищу Сталину» на интернет-ресурсе «Свободная пресса», шеф-редактором которого был сам Прилепин, в его адрес прозвучали обвинения в антисемитизме, ксенофобии и (нео)сталинизме. «Огорчился невежеству и подлости, невозможных у русского писателя», - отметил, в частности, после прочтения «Письма Сталину» доктор искусствоведения, экс-министр культуры РФ Михаил Швыдкой. Резко негативно оценили «Письмо» Игорь Иртеньев, Дмитрий Быков, Виктор Шендерович, Вероника Долина, Дмитрий Ольшанский и другие. С фашизмом сравнили текст Прилепина театральный режиссёр Константин Богомолов и публицист Андрей Пионтковский.

В октябре 2008 года бизнесмен Пётр Авен написал для журнала «Русский пионер» отрицательную рецензию на роман «Санькя», упрекнув Прилепина и его товарищей по национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова в том, что «они призывают народ к революции, бунту, не понимая, какие последствия это может вызвать».

Литературный критик Галина Юзефович оценивала книгу Захара Прилепина «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы», выпущенную в партнёрстве с РВИО, как потенциально опасное чтение. По её мнению, «книга тенденциозна», «некорректная» и «фактически неточная», «пропагандистская» и «манипулятивная».

Личная жизнь

Женат. Четверо детей.

Творчество

Книги

Романы:
«Патологии» - 2004 изд. «Андреевский флаг»
«Санькя» - 2006 изд. «Ad Marginem»
«Грех» - 2007 изд. «Вагриус» (премия «Супер-нацбест», 2011 год)
«Чёрная обезьяна» - 2011 изд. «АСТ»
«Обитель» - 2014 изд. «АСТ»: «Редакция Елены Шубиной»
Сборники:
«Ботинки, полные горячей водкой» (сборник рассказов) - 2008, изд. «АСТ»
«Я пришёл из России» (сборник эссе) - 2008, изд. «Лимбус Пресс»
«Terra Tartarara. Это касается лично меня» (сборник эссе) - 2009, изд. «АСТ»
«Восьмёрка» (сборник повестей) - 2012, изд. «Астрель»
«Летучие бурлаки» (сборник эссе) - 2015, изд. «АСТ»
«Не чужая смута. Один день - один год» (сборник эссе) - 2015, изд. «АСТ»
«Семь жизней» (сборник малой прозы) - 2016, изд. «АСТ»
Биографии:
«Леонид Леонов: Игра его была огромна» - 2010, изд. «Молодая гвардия», серия Жизнь замечательных людей

«Непохожие поэты. Трагедии и судьбы большевист­ской эпохи: Анатолий Мариенгоф. Борис Корнилов. Владимир Луговской» - 2015, изд. «Молодая гвардия», серия Жизнь замечательных людей

«Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» - 2017, изд. «АСТ»
Публицистика:
«Всё, что должно разрешиться…» - 2016, изд. «АСТ»
Пособие:
«Книгочёт» (пособие по новейшей литературе) - 2012, изд. «Астрель»
Компиляции:
«Какой случится день недели» (сборник избранных рассказов из книг «Грех» и «Ботинки, полные горячей водкой») - 2008, изд. «Ясная Поляна»

«Грех и другие рассказы» (сборник рассказов, включающий книги «Грех», «Ботинки, полные горячей водкой» и 2 рассказа, не входившие в эти книги) - 2011, изд. «Астрель»

«К нам едет Пересвет» (собрание эссе на основе книг «Я пришёл из России» и «Это касается лично меня» с включением нескольких новых эссе) - 2012, изд. «Астрель»

«Дорога в декабре» (собрание прозы в одном томе; за исключением сборника «Восьмёрка») - 2012, изд. «Астрель»
Составитель:
«Война» (антология рассказов) - 2008, изд. «АСТ»
«Революция» (антология рассказов) - 2009, изд. «АСТ»
«Именины сердца. Разговоры с русской литературой» (сборник интервью с писателями и поэтами) - 2009, изд. «АСТ»
«Литперрон» (антология нижегородской поэзии) - 2011, изд. «Книги»
«Десятка» (антология современной прозы) - 2011, изд. «Ad Marginem»
«Лимонка в тюрьму» (антология воспоминаний о современной тюрьме членов НБП) - 2012, изд. «Центрполиграф»
«14» (антология современной женской прозы) - 2012, изд. «АСТ»
«Библиотека Захара Прилепина. Поэты ХХ века» - 2015, изд. «Молодая гвардия»
«Лимонка в войну» (антология военных воспоминаний нацболов) - 2016, изд. «Алгоритм»

Фильмография

2012 - Инспектор Купер - Сергей
2013 - Восьмёрка - таксист
2014 - Срок (документальный фильм)
2015 - Президент (документальный фильм)
2017 - Революция LIVE (документальный сериал, НТВ).
2017 - УГРОза. Трепалов и Кошелёк - поэт Владимир Луговской

Роли в клипах

«Лёд 9» - «Котята два» - командир взвода ОМОН
25/17 - «Топоры» - хозяин деревенского дома
«Пейсмейкер» - «Портрет Сталина» - заведующий клубом
«Элефанк» - «Тата» - телеведущий
Захар Прилепин и группа «Элефанк» - «Колодец»
25/17 - «Подорожник» - камео (эпизод)
25/17 - «Волчонок» - камео
Рич (п. у. Захар Прилепин, Хаски) - «Пора валить» - старший брат
Рич - «Осень» - камео
Захар Прилепин и группа «Элефанк» - «Капрал»
Захар Прилепин и группа «Элефанк» - «Коробок»
Рич (п. у. Захар Прилепин) - «В 91-м»
Рич и Захар Прилепин - «Столица»
Рич и Захар Прилепин - «Серьёзные люди»
Рич и Захар Прилепин - «На океан»

Дискография

Захар Прилепин и группа «Элефанк» - «Времена года»
Захар Прилепин и группа «Элефанк» - «Переворот» - 2013
Ричард Пейсмейкер и Захар Прилепин - «Патологии» - 2013
Захар Прилепин и группа «Элефанк» - «Охотник» - 2015
Ричард Пейсмейкер и Захар Прилепин - «На океан» - 2016

Экранизации

«Белый квадрат» (режиссёр Иван Павлючков), 2012. Экранизация рассказа «Белый квадрат» из книги «Грех». В 2012 году фильм получил приз «Бронзовая рама» на 12 международном кинофестивале короткометражных фильмов «Невиданое кино» в Маарду (Эстония) и гран-при на международном кинофестивале «Метры» (Россия).

«Восьмёрка» (режиссёр Алексей Учитель), 2013. Экранизация повести «Восьмёрка».

Театральные постановки

«Отморозки» (режиссёр Кирилл Серебренников, проект «Платформа»), 2012. В ролях: Филипп Авдеев, Роман Шмаков, Александр Горчилин, Евгения Афонская, Артур Бесчастный, Яна Иртеньева. Театральная постановка по роману «Санькя». Спектакль получил главную российскую театральную премию «Золотая Маска» (2012).

«Допрос» (режиссёр Владимир Дель, театр «Предел»), 2012. В ролях: Роман Данилин и Михаил Сиворин. Театральная постановка по повести «Допрос».

«Sankya» (режиссёр Ральф Зибельт, театр Landestheater Württemberg-Hohenzollern Tübingen Reutlingen - LTT), 2013.
«Если долго идти навстречу» (режиссёр Александр Марьин, Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина), 2014.

«Ты чё такой похнюпый?» (режиссёр Владимир Дель, театр «Предел»), 2015. В ролях: Михаил Сиворин. Театральная постановка по рассказу «Колёса». Спектакль стал Лауреатом XXII Международного театрального фестиваля «Рождественский парад-2015» (г. Санкт-Петербург) в номинации «Лучший моноспектакль».

«Обитель. 16 рота» (режиссёр Марина Перелешина, «Активный театр», группа 25/17 и сотрудники Государственного литературного музея), 2015.

«Приговорённый к счастью» (режиссёр Владимир Дель, БГАДТ имени М. С. Щепкина, Белгород), 2016. Театральная постановка по рассказам Захара Прилепина «Грех» и «Верочка».

Статьи

Журнал «Русская жизнь»:
«Наш современник, дай огонька» - № 9, 2007
«Кровь поёт, ликует почва» - № 10, 2007
«Пётр на просторах и Стенька в застенке» - № 13, 2007
«Вы правы, Боже мой, как вы все правы» - № 14, 2007
«Молодёжь к выходу на пенсию готова» - № 16, 2007
«Мещанство приятное и последовательное» - № 1 (18), 2008
«Достаточно одного» - № 2 (19), 2008
«Великолепный Мариенгоф» - № 8 (25), 2008
«Достало» - № 13 (30), 2008
«I love TV» - № 14 (31), 2008
«Ваше Императорское Величество» - № 15 (32), 2008
«То, что у меня внутри» - № 16 (33), 2008
«Отступать некуда» - № 17 (34), 2008
«Страшнее, чем смерть» - № 18 (35), 2008
«Terra Tartarara» - № 19 (36), 2008
«В мерчендайзеры хочу - пусть меня научат» - № 21 (38), 2008
В сети Интернет:
«Письмо товарищу Сталину»
«Настоящий киевский рок-н-ролл».

Рассказы

Журнал «Русская жизнь»:
«Пацанский рассказ» - № 15, 2007
«Собачатина» - № 11 (28), 2008
«Герой рок-н-рола» - № 12 (29), 2008
Журнал «Наш современник»:
«Жилка» - № 10, 2007

Премии

Лауреат премии Бориса Соколова (2004)
Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (2004)
Лауреат премии «Роман-газеты» в номинации «Открытие» (2005)
Дипломант премии «Эврика» (2006)
Финалист премии «Национальный бестселлер» (2005, 2006)
Финалист премии «Русский Букер» (2006)
Лауреат Всекитайской Международной Литературной премии «Лучшая иностранная книга 2006-го года» (2007)
Лауреат ежегодной литературной премии «Ясная Поляна» имени Льва Толстого (номинация «XXI век») за роман «Санькя» (2007)
Лауреат литературной премии «России верные сыны» имени Александра Невского за роман в рассказах «Грех» (2007)
Лауреат всероссийской премии Института национальной стратегии «Солдат Империи» (2008)
Лауреат премии «Национальный бестселлер» за роман в рассказах «Грех» (2008)
Лауреат Бунинской премии (серебряная медаль) за книгу «TerraTartarara: Это касается лично меня» (2009)
Лауреат премии «Супер Нацбест», роман в рассказах «Грех» назван лучшей книгой десятилетия (2011)
Финалист премии «Русский Букер десятилетия» (2011)
Лауреат премии «Бронзовая Улитка» в номинации «Крупная форма» за лучший фантастический роман года - «Чёрная обезьяна» (2012)
Лауреат премии «Книга года» в номинации «Проза года» за роман «Обитель» (2014)
Лауреат «Книжной премии Рунета-2014» в номинации «Лучшая художественная книга» за роман «Обитель» (2014)
Лауреат премии «Большая книга» за роман «Обитель» (2014)
Финалист премии «Русский Букер»
Лауреат нижегородской региональной премии «Пробуждение» в номинации «Лидер года»(2014)
Лауреат «Премии имени Александра Ивановича Герцена» за книгу «К нам едет Пересвет»(2014)

Лауреат премии Рязанской области имени Сергея Есенина в области литературы и искусства в номинации «Создание высокохудожественных, глубоко нравственных, патриотических произведений в русле реалистических традиций отечественной и мировой классической литературы» (2015)

Лауреат премии имени Иво Андрича за роман «Обитель» и сборник «Семь жизней» (2016)
Лауреат премии Правительства России в области культуры (за роман «Обитель») (2016)

Он не только модный писатель, но и примерный семьянин - однолюб с четырьмя детьми. Но были в жизни Захара и брошенный ВУЗ, и работа грузчиком, и Чечня…

Захар Прилепин с женой и детьми. Фото: личный архив Захара Прилепина.

Первый же роман Прилепина «Патологии» принес ему известность и несколько литературных премий. Было это ровно десять лет назад. Сейчас на прилавках его одиннадцатая по счету книга — «Обитель». И трудно представить, что было время, когда никто и имени такого не слышал — Захар Прилепин! Впрочем, при рождении его назвали Евгением. Захар — творческий псевдоним. Кстати, деревенская родня ну никак не могла предвидеть, что из мальчика получится писатель с мировым именем. По признанию самого Прилепина, от него вообще большого толка не ждали. Странный был, стихи все читал, и даже вслух… Отец работал сельским учителем, мама — медсестрой. В деревне Ильинка, что в Рязанской губернии, будущий «властитель дум» жил с родителями и сестрой до девяти лет. Потом семья перебралась в «столицу химии и прочей там заразы» (местный фольклор) — в город Дзержинск Нижегородской губернии. Колоритная «столица», взятая в кольцо химзаводами, окутанная в советские годы газовым смогом… Захар говорит, что почувствовал себя взрослым, когда — еще подростком — потерял отца. По-другому взглянул на мир. Без иллюзий. Однако со своим будущим поступил как истинный поэт: пустил его на самотек, доверяясь импульсам и чувствам. Так, ушел с филфака университета. Так, записался в ОМОН, дослужился до командира, поехал воевать в Чечню. Вернувшись с войны и к гражданской жизни, восстановился в университете. На одном из экзаменов встретил будущую жену Машу, в которую влюблен до сих пор… Кстати, прилепинское однолюбие и многочадие поражают не меньше, чем Чечня и ОМОН. Четверо детей! Два сына и две дочки. Дом, полный зверья (кошки и пес), открытый для друзей, «обуюченный» талантливой хозяйкой, — чистое счастье! Неожиданное, даже неприличное для писателя. Ведь писателю полагается страдать в личной жизни: влюбляться, разочаровываться, все рушить, снова влюбляться — и черпать в этом вдохновение. У Захара иначе…

Вы верите писателям, которые всерьез говорят, что это не они сами пишут, а им якобы диктуют свыше?
Захар Прилепин:
«Я таких ненавижу и всегда хочу избить табуреткой по голове. Потому что чаще всего подобное всерьез произносят люди, которые пишут удивительную херню. И выходит — либо это бог дурак, либо… В общем, тут явно какой-то непорядок. Я никаких голосов не слышу, никто мне ничего не диктует. Я пишу только сам и не кровью сердца, просто на ноутбуке набираю слова, они собираются в предложения. Не кровоточа…»

Значит, вы могли бы вообще не писать?
Захар:
«Наверное, мог бы. Я же не писал до тридцати лет. И жил прекрасно. В принципе, я бы предпочел сидеть на берегу с друзьями, пить пиво и чтобы дети вокруг бегали голопузые, собака большая Шмель… Все это гораздо приятнее, чем писательство. Но я сам себя ловлю иногда за хвост, потому что есть какие-то важные вещи, которые дает этот вид деятельности. Ощущение нужности немалому количеству людей, полезности… Я безумное уже количество писем получил — и из России, и из других стран. Конечно, дико приятно знать, что кому-то в жизни ты очень важен. Значит, все не случайно».

Для многих вы не только прекрасный писатель, но и пример семьянина. Кстати, однажды на встрече с читателями вы сказали, что хотели бы, чтобы опыт вашей семьи транслировался на всю Россию…
Захар:
«Ну, это было сказано с долей юмора, аудитория была приятная, доброжелательная, вот я и позволил себе… После каждой такой фразы должен был бы стоять смайлик. (Смеется.) Зачем с меня брать пример? Ну, сделали мы с женой определенное количество детей, а в остальном — та же самая история». (Смеется.)

Однако не та же самая.
Захар:
«Понимаете, семья — это тоже моя работа. Есть работа, связанная с книжками, но она как бы не основная. Вот как-то у моего друга Саши Велединского (а он режиссер, сценарист, фильмы снимает) журналисты спросили: вы кем себя ощущаете? Имея в виду, наверное, профессию. Он: отцом. И я вдруг понял, что если меня тоже спросят, кем я себя ощущаю — писателем, публицистом, журналистом — я отвечу так же: отцом. Потому что любое из своих занятий я могу остановить на какое-то долгое время, может быть, на годы. Вот когда-то я писал стихи, потом перестал, и меня этот вопрос сегодня совсем не интересует. Может так случиться и с прозой. С журналистской деятельностью — тем более, она мне давно надоела. А вот то, что касается моей семьи, моих детей… Это будет всегда. Потому что это главное ощущение моей жизни. Помните, как у Есенина сказано: „Как страшно, что душа проходит, как молодость и как любовь“. Душа проходит, как и все. И самое верное средство сохранить свое человеческое существо, свою человеческую состоятельность, — это семья и все, что с ней связано».

Вряд ли вы обо всем этом думали, когда женились. Вы были молоды и просто полюбили правильного человека. Так?
Захар:
«Да, просто совпало. Видимо, интуиция хорошо работала и у моей жены, и у меня. Мы иногда посмеиваемся по этому поводу. Отчасти иронично, отчасти нет. Я помню, что, когда мы познакомились, я работал в ОМОНе. Рядовой омоновец, потом командир отделения. В любом случае, какого-то рывка в иные сферы не предполагалось».

Бесперспективный был жених?
Захар:
«Да. Маша занималась каким-то бизнесом, была одной из первых бизнес-леди в Нижнем Новгороде. Не что-то грандиозное делала — просто быстро думала, быстро соображала, что-то покупала, что-то перепродавала, какие-то офисы снимала, потом их сдавала. Во всяком случае, у нее все это в девяностые годы уже работало. И вдруг она налаженное дело бросает и связывает свою жизнь с омоновцем. К удивлению всех подруг. Мама у Маши (уже покойная, к сожалению) была замечательным человеком, но и ее тоже озадачило, что дочь больше не приносит денег в семью». (Смеется.)

Однако выбор был правильный. Вы ведь идеальный муж, все успеваете и книги писать, и детей воспитывать. С девочками, наверное, сложнее приходится?
Захар:
«С девочками гораздо проще. То есть мне и с сыновьями просто. Мы прекрасно все ладим. Летом я жил с четырьмя детьми в деревне. Собственно, каждое лето это делаю, пока жена немного отдыхает. И без проблем. Если бы у меня не было так много поездок, я бы вообще жил круглый год с детьми в деревне. Понятно, что им учиться надо, а так я с бытом справляюсь легко. Но девочки больше развернуты к отцу, безусловно. А мальчики больше к матери. Я это с какого-то момента отчетливо почувствовал. Если мы садимся за стол с гостями и мест мало, сын младший всегда к маме на колени — оп! А дочка — ко мне. Ну, младшая, ей три исполнилось, еще может и туда, и сюда. А вот те, что постарше, ищут, видимо, какие-то образцы мужского или женского поведения. Чтобы лучше понять… А старший уже совсем отдельный человек. Ему шестнадцать».

Отец вы опытный. А молодым писателем вас еще называют? Вы ведь в литературе десять лет.
Захар:
«Я-то все думал, что я молодой прозаик. Но оказалось — уже и нет. Россия вообще вернулась на прежние градации возраста. А то ведь у нас в девяностые годы, в силу того, что был вал возвращенной прозы, в молодых ходили Пелевин, Сорокин, Татьяна Толстая, Юрий Поляков… А им было уже лет по сорок-сорок пять. А реально молодых писателей тогда практически не появлялось. Время как-то не благоприятствовало. Помните, Есенин в 1923 году написал: „Я ощущаю себя хозяином русской поэзии“? Ему было двадцать восемь. Сейчас какой молодой поэт такое скажет? Пушкина в тридцать три или в тридцать четыре года уже включили в учебники литературы! И сегодня происходят вещи подобного толка. Мои произведения тоже проходят в школе. Вот решил похвастаться».

А кто, с вашей точки зрения, сегодня молодой перспективный прозаик?
Захар:
«Скажем, Сергей Самсонов. Он из Питера. Написал уже несколько романов. Книжка под названием „Аномалия Камлаева“ получилась очень хорошо. И он реально молод — лет тридцать. Я составил антологию современной мужской прозы нулевых годов. Она называется: „Десятка“. И там все плюс-минус — от двадцати восьми до сорока двух. Все прозаики. Десять человек. А потом я издал другую антологию, женской прозы, под названием „Четырнадцать“. Оказалось, что среди женщин больше хороших прозаиков. Кто? Алиса Ганиева, Полина Клюкина… У нас есть где разгуляться читательскому глазу. И поэтов молодых много хороших. Но я немножко о другом скажу. В целом восприятие мира молодыми литераторами оно даже не скептическое, а апокалипсическое, оно очень тяжелое. А литература всегда была таким градусником, замеряющим „температуру тела“. И вот, если судить по литературе, то у нас точно не все в порядке».

Книга «Книгочет», которую вы назвали пособием по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями, будет иметь продолжение?
Захар:
«Будет, безусловно. Потому что я на самом деле читаю большое количество книг. Чаще всего в самолетах. Вот когда говорят, мол, нет времени на чтение, это неправда. Время есть всегда. Хотя бы когда мы ездим в общественном транспорте. Конечно, гораздо нужнее и важнее для человека прочитать книгу, чем провести сорок часов в Интернете. Я в соцсети тоже иногда захожу и зависаю надолго. Знаете, это нам только кажется, что мы живем в век информации и что-то такое важное понимаем из бесконечной ленты новостей. Все не так. Например, можно прочитать все газеты за тот год, когда писалась „Анна Каренина“, а можно прочитать „Анну Каренину“, и это даст человеку гораздо больше, чем все газеты. Так и сейчас. Я вот каких-то друзей увидел, услышал в соцсети, и мне хорошо. Но когда сижу там четыре часа, то потом вылезаю, будто бомж из мусорного бака. Что я там делал? Непонятно. А вот потратил такое же время на чтение романа „Немцы“ Александра Терехова и сразу многое узнал про жизнь, про любовь, про женщину, про Лужкова». (Смеется.)

Что в планах кроме «Книгочета»?
Захар
: «После „Обители“ будут два сборника эссе. А потом, наверное, сяду делать книгу о музыке».



Кстати, где можно послушать вашу музыкальную группу «Элефанк»?
Захар:
«Группа „Элефанк“ даже не нижегородская — всероссийская. Музыканты, с которыми я делаю этот проект, очень серьезного уровня. Отчасти это дань юности. Тогда музыка значила очень много — для меня и для людей моего поколения. „Элефанк“ доступен на моем сайте. Послушайте. Я буду счастлив, если вам понравится. В первую очередь за своих товарищей. Потому что у меня-то в жизни все удалось и даже больше, чем я ожидал, даже больше, чем моя мама от меня ожидала. А мои музыканты, которые так хорошо играют, у них… как говорится, карма. Карма, разрушенная всякими бракоразводными процессами, брошенными детьми, пьянством, наркоманией, всем остальным. И я надеюсь своей светлой кармой вытащить их всех… Это мой личный эксперимент. Может, и не получится».

А кино вы смотрите?
Захар:
«Сердце ангела» Алана Паркера я смотрел раз сорок. Он потряс меня еще в юности. Не скажу, что я великий специалист в этой области, но фильмов хороших видел много. За несколько дней до смерти Германа я написал в статье, что все его картины смотрел раза по три или четыре, кроме «Хрусталева». Фильмы Германа меня зачаровывают, они живут во мне как часть меня. Какие-то герои оттуда для меня более реальны, чем живые люди. Я долго очень плохо относился к современному русскому кино, пока не стал дружить с Дуней Смирновой. А она, со своей стороны, говорила, что у нас очень плохая современная русская литература. Я: «Дуня, сейчас я напишу тебе список из десяти книг, ты их прочитаешь и скажешь, что неправа». И написал список. Она прочитала. После чего я услышал: «Захар, я была дура, я занималась не тем, чем надо. Я снова начинаю читать книжки». Понимаете, нужно просто иметь хорошего проводника. Дуня мне тоже предложила на выбор десять фильмов. И я посмотрел «Свободное плавание» Бори Хлебникова, посмотрел Попогребского, Вырыпаева (мне больше понравилась «Эйфория», чем «Кислород»), «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Измену» Кирилла Сереберенникова… Я понял, что у нас каждый год выходит по несколько отличных картин. Безусловно, есть и огромное количество всякой киношной дряни, которую снимают какие-то непрофессионалы и глупцы. Но есть ребята, которые работают удивительно".

Чтобы сесть за письменный стол, важно дождаться вдохновения?
Захар:
«Я не знаю этого чувства. Без всякого кокетства. Оно мне незнакомо. Иногда я думаю, что не совсем настоящий писатель, потому что никогда не испытывал восторга сладострастного от того, что творю. Никогда. И не то, чтобы я с мукой начинаю этим заниматься, но всегда с некоторой, знаете… Слава богу, в деревне, в которой я живу, у меня нет Интернета, мобильной связи и телевидения, поэтому мне нечем себя занять. Все же знают: когда нечего делать, надо на минуточку забежать на свою страничку в соцсети и там можно часа на четыре залипнуть. Поэтому что мне делать в деревне? Пошел погулял с собакой, накормил, посмотрел на реку и сел писать. Иногда уже в процессе возникает чувство, что работа как-то тащит за собой. Ну, это известная тема: роман сначала тащишь в гору до середины, а потом он уже сам катится. Надо только за ним поспевать».


А герои свою линию гнут?
Захар:
«Знаете, я долго воспринимал как некое кокетство слова Льва Николаевича Толстого, мол, вот ведь что учудила Наташа Ростова — вышла замуж за Пьера Безухова. Но это действительно так: иногда герои сами меняют сюжет. Если говорить упрощенно, есть два типа литераторов: „достоевский“ и „толстовский“. Достоевский — писатель идей. У него есть идеи, и они влекут его роман и себе все подчиняют. У Толстого тоже было много разных идей, но он писатель, грубо говоря, жизни. Все, что происходит в его романах, соответствует реальному жизненному развитию личности. Я, конечно, писатель „толстовского“ типа. Реальная модель человеческого поведения, движения его духа мне важней, чем все мои завиральные идеи. Вы заметили, скажем, что дневники и публицистические работы Достоевского и его романы не вступают ни в какое противоречие, во многом способны перемещаться одно в другое. А разница между философским воззрением Толстого и многими его текстами зачастую просто огромна. Именно в силу того, что Достоевский подчиняет повествование своей идеологии, а Толстой не может противиться жизни. Скажем, я хотел, чтобы роман „Санькя“ выглядел как манифест национал-большевизма. Я сам революционер и желаю немедленного рукотворного бунта. Но когда я писал этот текст, там все вступило в противоречие с этой моей установкой, и роман получился такой, что, скажем, Лия Ахеджакова нашла в нем, как она сказала, „много близкого себе“. И Сергей Юрский то же говорил. Люди, которые до прочтения романа все это ненавидели. Так или иначе, наша либеральная и всякая иная интеллигенция, к моему счастью, обнаружила в романе какие-то вещи, которые им понятны и органичны. Упаси бог вас подумать, что я сравниваю, но так воспринимался в свое время „Тихий Дон“: и „белые“ и „красные“ считали его своим романом».

В чем ваша главная печаль сегодня?
Захар:
«Времени не хватает на семью и детей. А надо, чтобы хватало. Потому что дети очень быстро растут. Это твое детство огромное — ни конца, ни края, а тут… Помню, уезжал я в очередной раз, моя младшая дочка Лиля еще только лопотала, а вернулся — она уже очень четко говорит „не буду“ по любому поводу. А я не слышал, когда это произошло в первый раз, и мне обидно. И всегда в какой-нибудь долгой поездке я мечтаю, что вот скоро вернусь, залягу дома и буду целыми днями писать и на них смотреть…»

Откуда черпаете энергию?
Захар:
«Думаю, все дело в том, что у меня нет никаких уж очень серьезных претензий к жизни. А из-за них у человека, как правило, отбирается энергия. Я же всем всегда доволен. Такой с детства. А логика высших сил, которые нас всем этим одаривают, наверное, следующая: раз ты счастлив, то — на, вот тебе еще сил немножко. Это я пытаюсь и своей жене внушить: будь всем довольна, и все будет хорошо. И у нас все, слава богу, все в порядке. Хотя, я понимаю, сил на четырех детей у нас никак не должно было хватить. И денег этих я не должен был бы заработать. Когда мы их рожали, мы были совершенно сумасшедшие люди — полунищие. Но каждый раз, когда эти нелогичные иррациональные поступки мы совершали, появлялся новый ребенок, пространство жизни как-то раскрывалось все больше. Есть такое высказывание: каждый ребенок рождается со своим хлебом. А мало того, что ребенок со своим хлебом, так еще и родителям перепадает — и хлебушка, и других благ. И жизнь все лучше и веселее. Вот сейчас кончилась последняя премия, и я думаю: может, еще одного родить?»

Захар Прилепин - русский писатель, филолог, журналист.

Захар Прилепин - член Национал-большевистской партии с 1996 года. Родился Захар Прилепин 7 июля 1975 года в селе Ильинка Скопинского района Рязанской области в семье учителя и медсестры. Трудовую деятельность начал в 16 лет. Захар Прилепин закончил филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского и Школу публичной политики. Захар Прилепин работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах.

Имя при рождении: Евгений Николаевич Прилепин
Псевдонимы: Захар Прилепин
Дата рождения: 7 июля 1975
Место рождения: д. Ильинка, Скопинский район, Рязанская область, РСФСР, СССР
Гражданство: Россия
Род деятельности: российский писатель, филолог, журналист
Годы творчества: с 2003
Направление: реализм

В 1999 году, ввиду финансовых затруднений, Захар Прилепин оставляет службу в ОМОНе и устраивается на работу журналистом в нижегородскую газету «Дело». Публикуется под многими псевдонимами, самый известный из которых «Евгений Лавлинский».
В 2000 году Захар Прилепин становится главным редактором газеты. Параллельно Захар Прилепин начинает работу над своим первым романом «Патологии».
«Газета, правда, была желтая, страшная, местами даже черносотенная, хотя и входила в холдинг Сергея Кириенко. И я понял, что трачу жизнь ни на что, - и стал писать роман. Сначала это был роман про любовь, но постепенно (я работал года три-четыре) он превратился в роман про Чечню как про самый сильный мой жизненный опыт - как говорится, у нас что ни делай, а выходит автомат Калашникова».

Первые произведения Захара Прилепина были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы».
Произведения Прилепина печатались в разных газетах в том числе и в «Литературной газете», «Лимонке», «На краю», «Генеральной линии», а также в журналах «Север», «Дружба народов», «Роман-газета», «Новый мир», «Сноб», «Русский пионер», «Русская жизнь».
Был главным редактором газеты нацболов Нижнего Новгорода «Народный наблюдатель». Захар Прилепин участвовал в семинаре молодых писателей Москва - Переделкино (февраль 2004 года) и в IV, V, VI Форумах молодых писателей России в Москве.

Захар Прилепин - убежденный национал-большевик, на разных временных промежутках - последовательный сторонник НБП коалиции «Другая Россия», принимал участие в организации нижегородского Марша Несогласных 24 марта 2007 года.
В 2007 году Захар Прилепин стал соучредителем национал-демократического движения «Народ». 23-24 июня 2007 года в Москве прошла учредительная конференция движения и первое заседание его политсовета. Сопредседателями движения стали Сергей Гуляев, и Захар Прилепин. Впоследствии предполагалось присоединение движения «Народ» к коалиции «Другая Россия», но этого не произошло.

10 марта 2010 года Захар Прилепин подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». В интервью, опубликованном 16 марта 2010 года, сказал в ответ на вопрос о целях кампании:
«Путин - это система, и менять надо всю систему. Необходимо открытое политическое пространство. Прежде всего страну надо вывести из состояния политической заморозки. Для этого нужны свободный парламент, дискуссия, независимая пресса.»

В настоящее время Захар Прилепин работает главным редактором «Агентства политических новостей - Нижний Новгород», генеральным директором «Новой газеты в Нижнем Новгороде». С июля 2009 года - ведущий программы «Старикам здесь не место» на телеканале «PostTV». Член Гражданского Литературного Форума России.
1 июля 2012 года Захар Прилепин вместе с Сергеем Шаргуновым возглавил редакцию сайта «Свободная пресса». Шаргунов стал главным редактором, а Захар Прилепин - шеф-редактором.

Захар Прилепин успешно и счастливо женат. Имеет четырёх детей.

Награды Захара Прилепина

Лауреат премии Бориса Соколова (2004)
Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (2004)
Захар Прилепин - лауреат премии «Роман-газеты» в номинации «Открытие» (2005)
Диплом премии «Эврика» (2006)
В 2005 и 2006 годах входил в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» (2005, 2006)
В 2006 году стал финалистом премии «Русский Букер»
Лауреат Всекитайской Международной Литературной премии «Лучшая иностранная книга 2006-го года» (2007)
Лауреат ежегодной литературной премии «Ясная Поляна» имени Льва Толстого (номинация «XXI век») за роман «Санькя» (2007)
Захар Прилепин - лауреат литературной премии «России верные сыны» имени Александра Невского за роман в рассказах «Грех» (2007)
Лауреат всероссийской премии Института национальной стратегии «Солдат Империи» (2008)
Лауреат премии «Национальный бестселлер» за роман в рассказах «Грех» (2008)
Серебряная медаль Бунинской премии за книгу «TerraTartarara: Это касается лично меня» (2009)
Лауреат премии «Супер Нацбест», роман «Грех» назван лучшей книгой десятилетия (2011)
Лауреат премии «Русский Букер десятилетия» (2011)
Захар Прилепин - лауреат премии «Бронзовая Улитка» в номинации «Крупная форма» за лучший фантастический роман года - «Чёрная обезьяна»(2012).

Книги Захара Прилепина

«Патологии» (роман) - 2004 изд. «Андреевский флаг»
«Санькя» (роман) - 2006 изд. «Ad Marginem»
«Грех» (роман) - 2007 изд. «Вагриус» (премия «Супер-нацбест», 2011 год)
«Ботинки, полные горячей водкой» (сборник рассказов) - 2008 изд. «АСТ»
«Я пришёл из России» (сборник эссе) - 2008 изд. «Лимбус Пресс»
«Terra Tartarara. Это касается лично меня» (сборник эссе) - 2009 изд. «АСТ»
«Леонид Леонов: Игра его была огромна» (биография) - 2010 изд. «Молодая гвардия», серия Жизнь замечательных людей
«Чёрная обезьяна» (роман) - 2011 изд. «АСТ»
«Восьмёрка» (сборник повестей) - 2012 изд. «Астрель»
«Книгочёт» (пособие по новейшей литературе) - 2012 изд. «Астрель»

Компиляции Захара Прилепина:

«Какой случится день недели» (сборник избранных рассказов из книг «Грех» и «Ботинки, полные горячей водкой») - 2008 изд. «Ясная Поляна»
«Грех и другие рассказы» (сборник рассказов, включающий книги «Грех», «Ботинки, полные горячей водкой» и 2 рассказа, не входившие в эти книги) - 2011 изд. «Астрель»
«К нам едет Пересвет» (собрание эссе на основе книг «Я пришёл из России» и «Это касается лично меня» с включением нескольких новых эссе) - 2012 изд. «Астрель»
«Дорога в декабре» (собрание прозы в одном томе; за исключением сборника «Восьмёрка») - 2012 изд. «Астрель»

Имя: Захар Прилепин.

Место рождения: деревня Ильинка Скопинского района Рязанской области.

Родители: Прилепин Николай Семенович, учитель истории.
Нисифорова Татьяна Николаевна, медик.

Место проживания: Россия, Нижний Новгород.

Образование: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, филологический факультет.
Школа публичной политики.

Публикации: публикуется с 2003 г.
Проза: «Дружба народов», «Континент», «Новый мир», «Искусство кино», «Роман-газета», «Север».

Писатель, актёр, музыкант. Шеф-редактор сайта «Свободная пресса». Секретарь Союза писателей России. Ведущий авторской программы «Уроки русского» на телеканале НТВ. Член исполкома Общероссийского народного фронта. Заместитель художественного руководителя МХАТа им. М. Горького.

В октябре 2019 года Захар Прилепин создаёт Общественное движение «За правду». С 2020 года — Председатель партии «За правду».

Фонд Захара Прилепина занимается гуманитарной помощью жителям Донбасса.

Книги:

1. «Патологии», роман (2005)
2. «Санькя», роман (2006)
3. «Грех», одна жизнь в нескольких рассказах (2007)
4. «Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы» (2008)
5. «Я пришёл из России», эссе (2008)
6. «Это касается лично меня», эссе (2009)
7. «Леонид Леонов: Игра его была огромна», исследование (2010)
8. «Чёрная обезьяна», повесть (2011)
9. «Восьмёрка», маленькие повести (2011)
10. «Книгочёт», пособие по новейшей литературе (2012)
11. «Обитель», роман (2014)
12. «Летучие бурлаки», эссе (2014)
13. «Не чужая смута», эссе (2015)
14. «Непохожие поэты: Мариенгоф, Луговской, Корнилов», исследование (2015)
15. «Семь жизней», сборник малой прозы (2016)
16. «Всё, что должно разрешиться…: Хроника идущей Войны», нон-фикшн (2016)
17. «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» (2017)
18. «Некоторые не попадут в ад», роман-фантасмагория (2019)
19. «Истории из лёгкой и мгновенной жизни», эссе (2019)
20. «Есенин. Обещая встречу впереди», ЖЗЛ (2019)

Составитель антологий и сборников:

1. «Война. WAR» (2008, «АСТрель»)
2. «Революция. Revolution» (2009, «АСТрель»)
3. «Именины сердца. Разговоры с русской литературой» (2009, «АСТрель»)
4. «Лит Перрон. Антология нижегородской поэзии» (2011, «Книги»)
5. «Десятка. Антология прозы „нулевых“ годов» (2011, «Ад Маргинем»)
6. «Лимонка в тюрьму». (2012, «Центрполиграф»)
7. «14. Антология женской прозы „нулевых“ годов» (2012, «АСТрель»)
8. Леонид Леонов. Собрание сочинений в шести томах (2013, «Терра»)
9. Анатолий Мариенгоф. Собрание сочинений в трёх томах (2013, «Терра»)
10. Поэты XX века: Васильев, Есенин, Корнилов, Луговской, Мариенгоф. Антология в пяти книгах (2015, «Молодая Гвардия»)
11. «Лимонка в войну» (2016, Алгоритм)
12. «Я — израненная земля» (2017, «Терра»)

Фильмография:

1. «Ева» (КМФ, 2019) — украинский олигарх, отец Евы.
2. «Дежурство» (КМФ, военная драма, 2017) — ополченец Кот.
3. «Гайлер» (х/ф, 2017) — Дима.
4. «УГРОза: Трепалов и Кошелек» (сериал, 2016) — поэт Владимир Луговской.
5. «Восьмерка» (х/ф, 2013) — таксист.
6. «Инспектор Купер» (сериал, 2012) — Сергей Васильев, киллер.

Экранизации:

  • «Белый квадрат» (режиссёр — Иван Павлючков), 2012. Экранизация рассказа «Белый квадрат». В 2012 году фильм получил приз «Бронзовая рама» на 12 международном кинофестивале короткометражных фильмов «Невиданое кино» в Маарду (Эстония) и Гран-при на международном кинофестивале «Метры» (Россия).
  • «Восьмёрка» (режиссёр — Алексей Учитель), 2013. Экранизация повести «Восьмёрка».
  • «Fucking story» (режиссёр Мара Тамкович, Польша) 2015. Короткометражный фильм по рассказу Захара Прилепина «Блядский рассказ».
  • «Собачатина» (режиссёр - выпускница ВГИКа Ксения Тищенко), 2017. Короткометражный фильм по одноимённому рассказу Захара Прилепина.

Дискография:

  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Времена года» (2011)
  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Переворот» (2013)
  • Рич и Захар Прилепин — «Патологии» (2013)
  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Охотник» (2015)
  • Рич и Захар Прилепин — «На океан» (2016)
  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Цветной» (2019)

Награды:

Финалист премий:

  • 2005: «Национальный бестселлер» (роман «Патологии»)
  • 2005: «Борис Соколофф-приз» (роман «Патологии»)
  • 2006: «Русский Букер» (роман «Санькя»)
  • 2006: «Национальный бестселлер» (роман «Санькя»)
  • 2006: диплом премии «Эврика» (роман «Санькя»)
  • 2007: им. Ю.Казакова — за лучший рассказ года (рассказ «Грех»)
  • 2009: им. И. А. Бунина — за книгу публицистики «Terra Tartarara: Это касается лично меня»
  • 2012: «Большая книга» (роман «Чёрная обезьяна»)
  • 2014: «Русский Букер» (роман «Обитель»)

Лауреат премий:

  • 2005: премия БРФ «Вдохнуть Париж»
  • 2006: премия «Роман-газеты» в номинации «Открытие»
  • 2007: всекитайская литературная премия «Лучший зарубежный роман года» — роман «Санькя»
  • 2007: премия «Эксклюзив года» сайта Назлобу.ру за политическую публицистику
  • 2007: премия «Ясная Поляна» «За выдающееся произведение современной литературы» (роман «Санькя»)
  • 2007: премия «России верные сыны» (за роман «Грех»)
  • 2008: премия «Солдат Империи» — за прозу и публицистику
  • 2008: премия «Национальный бестселлер» (роман «Грех»)
  • 2008: Премия «Бестселлер OZON.RU» — по результатам продаж в Интернет-магазине OZON.RU
  • 2009: «Арт-персона» года по версии радиостанции «Европа плюс»
  • 2010 Национальная премия «Лучшие книги и издательства-2010» в разделе «Биографии» — за книгу «Леонид Леонов: Игра его была огромна»
  • 2011: премия «Супернацбест» (100 000 долларов за лучшую прозу десятилетия)
  • 2011: писатель года по версии журнала GQ
  • 2012: «Бронзовая Улитка» (2012) в номинации «Крупная форма» за лучший фантастический роман года — «Чёрная обезьяна».
  • 2012: Человек города (Нижний Новгород).
  • 2012: премия BookMix.ru в номинации «Выбор экспертов» (роман «Чёрная обезьяна»)
  • 2014: премия «Книга года» за роман «Обитель» (Ежегодный национальный конкурс)
  • 2014: «Книжная премии Рунета-2014» в номинации «Лучшая художественная книга» (роман «Обитель»)
  • 2014: премия «Большая книга» (роман «Обитель»)
  • 2014: Нижегородская региональная премия «Пробуждение» в номинации «Лидер года»
  • 2014: «Премия имени Александра Ивановича Герцена» (за книгу «К нам едет Пересвет»)
  • 2015: «Премия имени Вадима Валерьяновича Кожинова» (за «Заметки из Новороссии», общественную и литературную активность)
  • 2015: Захар Прилепин стал лауреатом Есенинской премии
  • 2015: Роман Захара Прилепина «Обитель» стал победителем IV конкурса «Ревизор — 2015» в номинации «Выбор покупателя. Издатель бестселлера в бумажном варианте»
  • 2017: Премия имени Иво Андрича (Сербия) за книги «Обитель» и «Семь жизней»
  • 2017: премия Правительства РФ за достижения в области культуры
  • 2017: награждён Крестом «Доброволец Донбасса»
  • 2017: удостоен высшей награды Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» (Иркутск) — золотой медали им. А.С. Пушкина
  • 2017: стал лауреатом Премии «Александр Невский». Писателю присуждена первая премия за книгу «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы».
  • 2018: награда «За сохранение традиций русской литературной школы, просветительскую и общественную деятельность».
  • 2018: Военная драма «Дежурство» (КМФ) получила главный приз Best Narrative Short на фестивале Tribeca в Нью-Йорке и стала претендентом на «Оскар». Режиссёр — Ленар Камалов, в главной роли — Захар Прилепин.
  • 2018: Лауреат международной премии города Кассино «Letterature dal fronte» за роман «Патологии» (Италия).
  • 2018: Лауреат Лермонтовской премии в номинации «За достижения в литературном творчестве, получившем общественное признание» за книги «Непохожие поэты» и «Взвод».
  • 2018: Лауреат международной премии «Человек года — 2018». Гуманитарная деятельность. Донбасс.
  • 2020: Лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» в номинации «Художественная литература» за роман «Некоторые не попадут в ад».

Французское издание книги Захара Прилепина «Патологии» получила во Франции престижную премию «Русофония» — за лучший перевод русской книги.

Фильм «Белый квадрат» (режиссёр Иван Павлючков) получил приз «Бронзовая рама» на 12 международном кинофестивале короткометражных фильмов «Невиданое кино» в Маарду (Эстония) и гран-при на международном кинофестивале «Метры» (Россия).

Произведения Захара Прилепина переведены на 25 языков: английский, арабский, армянский, болгарский, венгерский, вьетнамский, греческий, датский, итальянский, испанский, китайский, латышский, молдавский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, словенский, украинский, финский, французский, чешский, японский.

Книги Захара Прилепины включены в программу российских гуманитарных ВУЗов. В изданном в 2013 году учебнике «История русской литературы XX века» (рекомендован Министерством образования и науки, является первым учебником, полностью соответствующим Федеральному государственному стандарту) введена отдельная глава о Захаре Прилепине, завершающая курс современной литературы.

Деятельность: журналист (ранее: разнорабочий, охранник, грузчик, командир отделения ОМОН и т. д.)

Семейное положение: счастливо женат.

Достижения: четверо детей.

Убеждения: национал-большевик, патриот.

Пристрастия:

Проза:
Гайто Газданов: «Вечер у Клэр», «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа»
Ромен Гари: «Обещание на рассвете»
Борис Зайцев: «Золотой узор»
Томас Манн: «Иосиф и его братья»
Генри Миллер: «Сексус»
Анатолий Мариенгоф: «Циники»
Владимир Набоков: «Ада или Радости страсти»
Леонид Леонов: «Пирамида», «Вор», «Дорога на Океан», «Evgenia Ivanovna»
Эдуард Лимонов: «Это я, Эдичка», «Дневник неудачника»
Александр Проханов: «Дворец», «Третий тост»
Михаил Тарковский: «Замороженное время»
Александр Терехов: «Каменный мост», «Бабаев»
Джонатан Франзен: «Поправки»
Михаил Шолохов: «Тихий Дон»
Русская классика XIX века, ПСС.

Поэзия:
Сесар Вальехо, Павел Васильев, Сергей Есенин, Эдуард Лимонов, Борис Рыжий.
Русский серебряный век. Греческая поэзия XX века. Латиноамериканская поэзия XX века.

Напевы:
Marc Almond — «Enchanted», «Open All Night»
Cure — «Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me», «Disintegration»
Manu Chao — «Proxima Estacion. Esperanza»
50 cent — «Get Rich Or Die Try»
Аквариум — «Радио Африка», «Русский альбом»
Александр Башлачев — «Вечный пост»
Александр Дольский — «Государство синих глаз», «Портрет в раме»
«Машнин Бэнд» — «Бомба»

А также:
— А-ha, Nick Cave, Depeche Mode, Rob Dougan, Marley и сыновья, Sinead OʼConnor.
— «25/17», «АукцЫон», Михаил Щербаков, Елена Фролова.

Кино:
«Сердце Ангела», реж. Алан Паркер
«Среди серых камней», реж. Кира Муратова

Любимая цитата:
«Разве я сторож брату своему?» (Каин).
«Говорили, будто я оскорбил королеву Пруссии, вовсе нет. Я только сказал ей: „Женщина, возвращайся к своей прялке и хозяйству“. Мне не в чем себя упрекнуть. Я велел освободить ее фаворита Хатцфельда, а то бы его расстреляли» (Наполеон).
«Умрешь — и все узнаешь; или перестанешь спрашивать» (Лев Толстой).

Подготовлено по интервью и публикациям Захара Прилепина.

Сейчас Захара Прилепина знают как писателя и колумниста, актера и телеведущего, музыканта и политика. Он пишет в "Живом Журнале", ведет канал на Youtube и редактирует сайт "Свободная пресса". При этом не страдает муками творчества и "не знает, что такое вдохновение". Главное огорчение - нехватка времени: дети подрастают, и упускаются моменты их взросления.

В таком круговороте Прилепин черпает силы в том, что не имеет "претензий к жизни".

"Я же всем всегда доволен. Такой с детства. А логика высших сил, которые нас всем этим одаривают, наверное, следующая: раз ты счастлив, то - на, вот тебе еще сил немножко».

Детство и юность

Захар Прилепин родился в июле 1975 года в селе Ильинка Рязанской области. При рождении мальчика назвали Евгением. Семья Прилепиных была небогатая: отец Николай работал в школе учителем истории, а мать Татьяна – медсестрой в больнице. Поэтому будущему писателю пришлось начать работать с ранних лет.

Близкие люди, вспоминал позднее Захар, настолько колоритны и он так их любил, что наделял героев произведений присущими им чертами. В рассказе «Лес» отец списан с Прилепина-старшего, дед из «Греха» - это дед автора, Семен.


В 1986 году семья переехала в Нижегородскую область, в город Дзержинск, где родителям выдали квартиру. Мать Прилепина устроилась на химзавод «Корунд». В 16 лет мальчик начал подрабатывать грузчиком в хлебобулочном магазине. Через год скончался отец, после его смерти парню приходилось несладко. Окончив школу, сменил место жительства на Нижний Новгород, после чего в 1994 году ушел в армию, но впоследствии был комиссован.

Затем Прилепин поступил в школу милиции – высокорослый (185 см), крепкий юноша служил в ОМОНе.

Параллельно с работой будущий писатель учился на филологическом факультете Нижегородского университета имени Лобачевского. Однако продолжить учебу тогда не было суждено – в 1996 году Прилепина отправили в Чечню. Еще через 3 года Захар принял участие в боевых действиях уже в другом кавказском регионе - в Дагестане.

В 90-е Прилепину не хватало зарплаты омоновца, и он подрабатывал секьюрити в ночных клубах. Работал он и охранником, и разнорабочим. В 1999 году мужчина закончил университет и ушел из ОМОНа.

Книги и творчество

В 2000 году в Нижнем Новгороде Прилепин начал работать в местной газете «Дело», после чего быстро стал довольно популярным журналистом. Уже через год после приема на работу Захар стал главным редактором газеты.

Первые опусы Прилепина-писателя начали появляться в 2003 году, тогда это были поэтические произведения. В это время написан первый роман «Патологии», в котором красной нитью проходит тема чеченской войны. Сначала его по кусочкам печатали в журналах, а отдельной книгой издали в 2005 году.


Начиная с 2006 года в разных издательствах публиковались произведения «Санькя», «Грех», «Ботинки, полные горячей водкой», «Я пришел из России», «Terra Tartarara. Это касается лично меня» «Именины сердца. Разговоры с русской литературой».

Прилепин получил образование в Школе публичной политики, которая была основана фондом «Открытая Россия» . В 2007 году писатель вошел в число соучредителей движения «Народ», идеологией которого стал «демократический национализм».


В этом же году Захар Прилепин завел блог на открытой платформе «Живой Журнал». Здесь писатель смело освещает интересующие его темы, пишет о личном творчестве, о литературе и о политике. Захар не скрывает своей твердой позиции по многим острым политическим вопросам.

2009 год ознаменовался для Прилепина получением серебряной медали Бунинской премии за сборник «TerraTartarara. Это касается лично меня». Тогда же Захар назначен секретарем российского Союза писателей. Кроме этого, начал карьеру телеведущего, работая в программе «PostTV».


В 2010 году Захар Прилепин подписал обращение к российским властям от оппозиции и в интервью объяснил, что считает системой, а "всю систему необходимо менять, чтобы получить открытое политическое пространство". Активист не раз встречался с президентом России лично, беседуя с ним на различные темы, в том числе и на политические.

Захар любит русский рок и сам иногда пишет музыку. В 2011 году он дебютировал с альбомом «Времена года», записанным с собственной группой «Elefunk» на лейбле «Полдень Music».


Певец и музыкант Захар Прилепин

В том же 2011-м известный мужской журнал GQ назвал Прилепина писателем года. Тогда же автор удостоен премии "Бронзовая улитка" за роман «Черная обезьяна».

В 2012 году Захар написал пособие по современной литературе «Книгочет» и издал повести в сборнике «Восьмерка».


В 2014 году роман "Обитель" принес Захару Прилепину престижную премию «Большая книга», учрежденную деловыми кругами России. Победителей выявляет жюри из 100 человек, в том числе деятели науки и искусства, журналисты и общественники.

В 2015-м писатель продолжил телевизионную карьеру. Захар взялся вести музыкальное шоу «Соль» на канале РЕН ТВ, где беседовал с популярными российскими музыкантами на важные социальные темы. В эфир вышли 65 выпусков, а в начале 2016-го Прилепин открыл новую авторскую программу «Чай с Захаром» на православном канале «Царьград ТВ». Этот проект закрылся спустя год.

«Программы мои на канале были самые рейтинговые. Именно поэтому они меня, со всей моей левацкой повесткой, и терпели».

Политика

Политика - дело утомительное, говорит Захар, люди устали, и мало кто хочет погружаться в это болото, однако чувствует, что вот он-то и обязан. Главным интересом Прилепина стал украинский вопрос. Блоги писателя в основном посвящены ситуации на Донбассе.

В 2015 году Прилепин занял пост советника главы Донецкой Народной Республики , в 2016-м начал участвовать в военных столкновениях. Мужчина стал заместителем командира батальона спецназа по работе с личным составом армии ДНР, где впоследствии дослужился до звания майора.


В этом же году Прилепин принял участие в публичном обсуждении политических и социальных вопросов на площадке дискуссионного клуба «Тренд» в Санкт-Петербурге. Вместе с Захаром выступил знаменитый переводчик . Мнения ораторов сошлись во многих вопросах.

Захар Прилепин поделился своими взглядами и с алтайскими читателями во время совместных с журналистом и писателем Сергеем Шаргуновым пресс-конференций в Барнауле.


В 2017-м СМИ сообщили, что Прилепину надоело просто доставлять на Донбасс гуманитарную помощь. Русский писатель собрал батальон из местных жителей, "которых знал где искать". Не обошлось без обвинений в пропаганде наемничества, когда в интервью "Комсомольской правде" прозвучали слова, что "стоит очередь парней из России".

Прилепин ответил прессе в «ЖЖ», что не объявлял призыва в армию ДНР и не зазывал людей в батальон, тем более наемниками. Ни о каком призыве речь не идет.

«Когда все началось, весной 2014 года, мы запустили проект «Интербригады» и начали потихоньку поставлять сюда добровольцев. Сначала в Луганск, потом в Донецк». Идея о том, что нужно создавать собственное подразделение, присутствовала постоянно».

Также Прилепин попросил не приглашать его на ТВ – он отказывался давать интервью, упрекая СМИ в том, что те перевирают его слова и «устраивают балаган». В доказательство своих слов мужчина публикует в блоге ссылки и выдержки из посвященных ему материалов, где его то называют «агентом Путина», то пророчат скорую зачистку со стороны российских властей.

Такая социальная и политическая ситуация вдохновила автора написать сборник биографий писателей, участвовавших в различных войнах прошлых веков. Книга вышла в 2017 году под названием «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы».


На выход книги и на то, что Прилепин продолжает вести телепередачи, откликнулись критики, обвинив его в лицемерии, в несерьезном понимании войны. На эти претензии писатель ответил тем, что если он все бросит и будет тихо воевать на Донбассе, то он, его батальон и его идеи лишатся стабильного финансирования и площадки для высказываний, что вовсе не будет «поступком», как это характеризуют противники Прилепина.

Захар жертвует заработанные творчеством деньги и на благотворительность. По словам писателя, у него полтора миллиона запросов на помощь семьям, пострадавшим в конфликте. Прилепин содействовал проведению масштабного музыкального фестиваля "Лава-фест" с приглашением рэперов ,

Захар – православный христианин, постоянно ходит в церковь, крестил детей. Живут Прилепины в Нижнем Новгороде, в доме на берегу речки Керженец. В ноябре 2017-го Захар и Мария обвенчались в Донецке.


Помимо «ЖЖ», Захар пользуется