Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Сценарий путешествие в мир частушки. Конкурс частушек в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маловасилёвская средняя общеобразовательная школа

«ПРАЗДНИК ЧАСТУШКИ»

конкурсная программа в рамках проведения недели музыки

(для 4 – 5 классов)

Подготовила и провела:

учитель музыки

Долгая Елена Геннадьевна .

Цель:

знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.

Задачи:

обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;

воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;

научиться исполнять частушки.

Оборудование:

музыкальный инструмент

музыкальный центр

оформление

Ход программы:

Ведущий:

Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.

Слово же "частушка" употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.

Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.

Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).

Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.

Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.

В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.

Представление команд.

команда: название «Весельчаки»

Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!».

Визитная карточка команды:

Никогда на жизнь не ной,

Будь как мы: пляши и пой!

Веселись, честной народ,

Встречай праздник у ворот!

Приветствие соперникам:

Чтоб в игре вас обойти,

Мы сплотились вместе.

Мы уверены в себе

На процентов двести!

команда: название команды «Озорные ребята»

Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушек ни ногой!»

Визитная карточка команды:

Мы – ребята озорные,

Любим песни петь, плясать.

Если только разойдёмся –

Никому нас не унять!

Приветствие соперникам:

Нос соперникам утрём

И во всём их обойдём!

А ещё в нагрузку

Ни дадим им спуску!

Домашнее задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» - частушке.

«Весельчаки».

Как нам Васю отучить

От дурной привычки?

Чтоб девчонок перестал

Дёргать за косички!

А давайте про него

Сочиним частушки.

У него от стыда

Покраснеют ушки!

Мы частушечки свои

Васе посвящаем.

Всё вам рассказать о нём

Честно обещаем.

Погодите, вот я вам,

Всем по шее как вот дам!

Только рот откройте,

Что-нибудь напойте!

(обидчик девочек грозит им).

Полюбуйтесь на него,

Кулаком он машет.

Посмотрите – кА, ведь нам

Ещё и угрожает!

На тебя мы уж, Василий

Мы найдём управу,

Чемпиона по дзюдо

Пригласим мы – Славу!

Мы девчонки боевые,

За себя уж постоим.

Драчуну или задире

Мы отпор всегда дадим!

«Озорные ребята».

На уроке пения

Всё без изменения:

Кто как хочет так поёт,

Слов никто не разберёт.

Громко тянет ноту Лена,

Я её перепою:

На полтона, чуть повыше,

Ноту выше я её возьму!

Головой качает Гендель

Нам с портрета на стене:

«Что же, дети, вы творите,

Слушать вас досадно мне!»

А Чайковский нам с портрета

Даже пальцем погрозил:

«Хорошо, что до потомком

Вот таких я не дожил!»

Математика и русский,

Физкультура, чтение.

И вдобавок ко всему

Музыка и пение!

Мы в частушках рассказали

Вам о том, как тут живём.

Согласитесь, что неплохо

Под гармошечку поём!

Ой, спасибо гармонисту,

Хорошо играл для нас.

Выражает благодарность

Ему весь наш классный класс!

«Что мы знаем о частушке?»

Ответить на три вопроса, приготовлены карточки (время).

Частушки - это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).

Под какой инструмент исполнялись частушки? (Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки).

Где появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).

«Импровизация».

«Весельчаки».

Исполнить домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

Ставьте ушки на макушки,

Мы поём для вас частушки

Лукавые, задорные,

Останетесь довольные!

Ох, ох, ох, ох!

Я посеяла горох.

У меня теперь вопрос:

Что же делать, чтобы рос?

Посадила я капусту

Вдоль забора густо-густо,

Но и тут не повезло –

Сорняком всё заросло!

Ох, беда, беда, беда!

По колено лебеда!

Урожай совсем мой плох.

Виноват во всём горох!

«Озорные ребята».

Исполнить домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.

В нашем классе на окошке

Расцвели цветы в горшочке,

Белый, красный, голубой –

Давай встретимся с тобой!

Ты за партою сидишь,

На меня и не глядишь.

Каков будет твой ответ:

Может, «да», а может «нет»?

Безразличный ловлю взгляд

И тому совсем не рад …

На окне цветут цветы,

«Нет!» - ответила мне ты.

«Расскажи о себе с помощью частушки».

«Весельчаки»

Мы в учёбе первые,

Во всём всегда примерные.

Педагоги хвалят нас –

Весь наш дружный 5 класс.

Возникает вдруг проблема –

Не решаем сгоряча.

Все проблемы разбираем

Только вместе, сообща.

В нашем классе есть ребята

Умные, спортивные.

Как в учёбе, так и в жизни

Весёлые, активные!

Книголюбы, шахматисты,

Футболисты, пианисты –

Они в нашем классе есть,

Они – гордость наша, честь!

В небольших своих припевках

Рассказали, как живём.

Что допеть мы не успели,

В другой раз уж допоём!

«Озорные ребята».

Мы частушки пропоём,

В них расскажем обо всём.

Вместе с вами развлечёмся

И немного посмеёмся!

Мы – спортивные ребята.

Кто нам скажет, что не так?

На футбол мы ходим часто

И болеем за «Спартак».

У меня есть друг хороший,

Мы с ним не разлей вода.

Он поддержит и поможет,

Если вдруг случись беда.

Наш учитель – капитан,

Ну, а мы – матросы.

С ним решаем сообща

Насущные вопросы.

Все преграды одолеем,

Мели, рифы обойдём.

Мы с таким вот капитаном

Ни за что не пропадём!

Подведение итогов.

Литература.

Квятковский А. П. Поэтический словарь.

Золотая коллекция. Русские озорные частушки.

Т. Лагутина. Народные частушки.

Интернет - страницы:

http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3331.htm?cmd=p&istext=1

Ольга Терентьева
Сценарий праздника «Задорная частушка»

Сценарий праздника «Задорная частушка »

Цели : обобщить знания детей о русском народном творчестве; создать атмосферу праздника ; привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

Предварительная работа.

Цикл занятий по ознакомлению с народным творчеством и бытом; чтение русских народных сказок; заучивание потешек и песенок; драматизация потешек и сказок.

Действующие лица : Хозяйка, Баба Яга, дети в русских национальных костюмах.

Ход праздника

Зал украшен в русском стиле, хозяйка в национальном костюме, пьет чай из самовара. Стук в дверь. Входят гости.

Хозяйка. Просим в избу, красному гостю - красное место, милости просим. Вот вам хлеб-соль по-старинному обычаю. За хлебом и солью всякая шутка хороша. Где посветлее, там и веселее.

Вот и мое лукошко. Пустое оно, но, надеюсь, к концу нашей встречи наполнится частушками и прибаутками .

Праздник у нас в детском саду начинается, потому что здесь собрались лучшие певуны. Если вы приглядитесь, то сами в этом убедитесь.

Выходите, ребята, петь частушки !

1. Выходи частушки петь ,

Будем рядышком сидеть.

Хорошо на улице!

Ох, посмеются курицы.

2. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась ,

надо пляской помогать.

3. Кто сказал "Частушки вроде

В наши дни уже не в моде"?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?

4. У частушки есть начало ,

У частушки есть конец .

Кто частушки наши слушал ,

Прямо скажем, молодец!

Хозяйка. И правда молодцы! Ребята, а вы знаете, что такое частушка ? Верно, частушка - это коротенькая шуточная, плясовая, озорная песенка. В ней можно рассказать о характере человека и даже о каком-то событии.

Выходят ребята.

1-й мальчик. Эй девчонки-хохотушки,

Запоем-ка мы частушки .

2-й мальчик. Девочки беляночки,

Где вы набелилися?

Две девочки. Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

1-й мальчик. Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь,

2-й мальчик. На лугу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Девочка. Говорят, я боевая, боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая, ну а я тогда в кого ж?

Хозяйка. Какие молодцы, ребята!

Как у наших у ворот собирается народ,

Собирается народ и ведет свой хоровод.

Хоровод «На горе-то калина»

Стук в дверь, появляется баба Яга.

Б. Яга. Услышала ваши веселые частушки , песни, очень мне понравились. Заслушалась я. И сама много знаю частушек , но никто меня не слышит в лесу. К вам вышла.

Хозяйка. Ну что ж, баба Яга, давай мы тебя послушаем.

Баба Яга поет : Посмотрите на меня-

Писана красавица,

Что прическа, что походка -

Всем ужасно нравится.

Я диету соблюдаю,

Уже не помню сколько лет :

Мухоморы ем на завтрак

И поганки на обед.

Хозяйка. Молодец, баба Яга! Ты и правда петь мастерица!

Баба Яга. А давайте с вами поиграем.

Игра «Плетень»

Хозяйка. А теперь, Кикимора, послушай наших девочек.

Все. Вы послушайте, мальчишки,

Мы частушки будем петь .

Только, чур, не обижаться,

Из-за шуток не реветь.

1. Попросили мы мальчишек

Показать нам грузовик,

а мальчишки, как мартышки,

Показали нам язык.

2. Саша - парень ничего,

Только он кусается,

Все собаки от него

Наутек бросаются.

3. Все, что Петя подобрал,

Он в карман пихает,

Если Петя погулял,

Дворник отдыхает.

4. Не умеет есть Андрюша,

Словно хрюшка чавкает,

Пришел пес его послушать-

Под окошком тявкает.

Все. Мы частушки вам пропели ,

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Хозяйка. Молодцы, девочки! А наши воспитатели знают тоже много частушек .

1. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги,

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

2. Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

баба ехала пешком

В ситцевой карете.

3. Хороши наши частушки ,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем -

Ставим точку с запятой.

Вот и наполнилась моя корзина частушками , а за это я вам подарю песню "Посею лебеду на берегу". А Баба Яга и воспитатели мне помогут.

Песня «Посею лебеду на берегу»

Мы тоже, хозяйка, тебе сюрприз приготовили.

Что же это? Танец? Песенка? Игра?

Выступление оркестра нам начать пора.

Игра на музыкальных инструментах

Баба Яга.

Ай да ребята, ай да молодцы!

Ай да красавицы!

Славный у нас получился праздник !

Пришла пора прощаться.

Да и угощаться! Получи леденец! Тут и празднику конец !

Душа – частушка

(фольклорный праздник для старшеклассников)

Цель : формирование представления учащихся о частушках и о значении в народном творчестве;
Задачи:
развить желание у учащихся принимать участие в подобных фольклорных праздниках;
узнать историю частушек;
вызвать желание у учащихся выучить частушки.

Пояснительная записка:

Я жила в посёлке до восьми лет. Моя бабушка очень часто пела частушки во время застолья, было очень весело, поскольку пели все Звонкий голос бабушки помню до сих пор. В деревнях всегда поют частушки. Они создают праздничное настроение, атмосферу радости и веселья. Они пришли из народа и я думаю, что частушки будут жить всегда. Их пели и в годы войны, чтобы скрасить тяготы военного времени. Их надо петь, надо учить и сегодня. Они будут жить всегда.
Действующие лица:
Ведущие (1) и (2)
Девушки (1) – (3)
Парни (1) – (3)
Подготовка: зал оформлен в деревенском стиле: лавка, домотканые половики, макет русской печи. Заранее следует подготовить аудиозаписи частушек в исполнении Л. Руслановой и Н. Кадышевой и русской народной музыки (по выбору организаторов)



Звучат аудиозаписи русских народных песен. На лавке сидят девушки (1) – (3)
Ведущий (1):
Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком,
Говорит одна девица…
Девушка (1):
Кабы я была царица,
Я бы больше не пряла,
А устроила б веселье,
Чтоб с частушками и пеньем.
Ведущий (1):
Дверь тихонько отворилась…
(Ведущий (1) уходит и входят Парни (1) –(3) с гармошкой)
Парни (1) – (3) (поют):
Разойдитеся!
Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
(Девушки (1) – (3) подходят к парням (1)-(3).)
Девушки (1) –(3) (поют):
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлу
Ожидали целый день.
Девушка (1):
Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!


Вы сидите, не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
(Поёт)
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки,
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки.
Парень (1) (поёт):
Дайте лодочку дубову
И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке
Далеко унесло.
Девушка (2) (поёт):
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго, долго любовался
На мою походочку.
Парень (2) (Поёт):
Шёл я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос
Ну какой там сенокос!
(Парни (1) – (3) и Девушки (1) –(3) садятся на лавку, выходят Ведущие (1) и (2).
Ведущий (1) : Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.
Ведущий (2): Частушки живы! Они слышатся на свадьбахх, проводах в армию, юбилеях, больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах. Любят и знают частушки люди разного возраста – от стариков до малых детей. Старинные частушки звучат рядом с новыми, порой приходящими из газет и журналов. Но между ними нет разлада.


Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине девятнадцатого века, но быстро вошли в народную жизнь. В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по – разному: « припевки», « пригудки», «приговорки», « прибаски» и так далее.
Впервые в печати термин « частушка» употребил в 1889 году Глеб Успенский в статье « Новые народные стишки». Автор отмечал, что народ «частушками откликается на каждую малость жизни», они « неведомым путём создаются неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне».
Ведущий (2): Широкому распространению частущки способствовало бурное развитие отхожих промыслов. Крестьяне, уходившие в другие губернии, в большие города на заработки, уносили туда свои частушки, а, возвращаясь домой, приносили новые, услышанные на чужбине. Так распространялся этот жанр. Однако местные особенности текста, напева сохранялись. Поэтому тамбовские частушки отличались от воронежских, саратовских, рязанских. (Звучит аудиозапись частушек в исполнении Л. Руслановой


Ведущий (1): А уж каких только названий для частушек было напридумано: « матаня», « тараторка» , « набирушка», « тараторка», « ихохошка» и многие другие.
Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы.


Частушки, исполняемые на гулянке, назывались « ходовыми». На покосе «покосными», при сборе грибов – «лесными». Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё более и более переходила к девушкам.
Девушка (3) (поёт):
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого
Поесть не удалось.
Ведущий (2): Наибольшей популярностью пользуется почти повсеместно распространённая частушка – танцевальная и лирическая.
Девушка (1) (поёт):
Дайте острую пилу,
Пойду картофеля копать,
На зелёной на берёзе
Рукавицы не растут.
Ведущий (2):
У танцевальных частушек есть традиционные зачины: « Светит месяц», « Цыганочка» , « Семёновна».
Девушка (2) (поёт):
Как Семёновна
Сидит на лесенке,
А про Семёновну
Поются песенки.
Девушка (3) (поёт):
Ой, Семёновна,
Меня выручи:
Не умею петь,
А ты выучи!
Девушка (1) (поёт):
Ты, Семёновна,
Везде нашла приют:
Тебя и в городе,
И в селе поют.
Девушка (2) (поёт):
Мне «Семёновну»
Запретили петь,
А я, девчоночки,
Не могу стерпеть!



Ведущий (1) Поражает способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, смеяться и плакать, жалеть и жаловаться, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое. Горечь разлуки близка и понятна всем, её пережившим, когда слышится…
Девушка (3): (поёт)
Мы с милёнком расставались,
Между белых двух берёз,
Листья падали и вяли
От моих горячих слёз.
(звучит аудио запись «Страданий» в исполнении Н.Кадышевой)
Ведущий (2):
Тема любви в частушках – центральная, наиболее разработанная, но далеко не единственная.
Частушки живо откликались на все важнейшие социальные явления времени. Это и крестьянская бедность…


Из кинофильма «Любовь и голуби»
Парень (2) (поёт)
Я работал и потел –
Без нужды пожить хотел,
Глядишь: подать, недород,
Нужда в двери к нам идёт!
Ведущий (1): И солдатчина…
Парень (3) (поёт):
Отдадут в солдатушки.
Не к родимой матушке,
На ученье будут бить-
Придётся мальчику служить.
Ведущий (2) : В деревенской глуши театром служили избы. В них рождались отзвуки на каждое событие жизни. Главные же события – война и голод, голод и война.
Девушка (1) (поёт):
В тридцать третьем году
Все поели лебеду,
Руки-ноги опухали
С лебедухи подыхали.
Подружка моя Маня,
Какой трудный этот год,
Голод пляшет, голод скачет,
Голод песенки поёт.
Ведущий(1): Война. Похоронки - вдовьи слёзы…
Казалось бы до частушек ли в такие мрачные времена, до песен ли? Но пели и песни, и частушки, и на балалайках играли.


Девушка (2 ) поёт:
Сорок первый год несчастный,
На нас Гитлер наступил,
Меня сиротиночкой оставил,
Ягодиночку убил.
Девушка (3) (поёт):
С неба звёздочка упала
И разбилась на кучки.
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.
Ведущий (1):
За что любимы частушки? Что помогает им закрепляться в памяти и переходить из поколения в поколение? Думается, главная сила частушек – в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так и в горе. Ни один другой жанр не исполнен так обращениями и призывом « ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам, гармонисту. Делятся исполнители частушек своими чувствами с природой: « ох, ты, белая берёза», « ты, холодная вода», « ты, кукушечка – горошечка».
Девушка (1) (поёт):
Ой, ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь,
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь.
(Звучит аудиозапись «Страданий» в исполнении Л.Руслановой)
Ведущий (2): Частушки бывают разные: любовные, бытовые, лирические, грустные и весёлые. Но у всех частушек есть одна общая черта- их сочинил народ.
Ведущий (1): Литературоведы спорят, принимают или не принимают частушку, а она живёт. Появляются новые, современные частушки. Отмирает ненужное, остаётся лишь то, что запоминается, то есть лучшее, оригинальное, остроумное.
Девушка (2) (поёт):
Потеряла из кармана
Яровое зёрнышко,
Я на милого глядела,
Как на красно солнышко.
Ведущий (2):
Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов.
И эти замечательные свойства частушек помогут ей в и дальше идти через века и судьбы.

Цель: научить детей слышать живую речь, исполнять частушки.

Задачи:
1. Познакомить с понятием «частушка», основными их видами.
2. Рассмотреть основные виды частушек.
3. Воспитать любовь к родному языку, живому слову.

Оборудование: декорации имитирующие русскую избу: стол, покрытый вышитой скатертью, лавки, деревянные ложки, балалайка, музыка (фонограмма). Исполнители частушек и ведущие одеты в народные костюмы.

Ход мероприятия

2 ведущий: Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Поэтому естественно, что новый песенный жанр, близкий ритмически к старым плясовым песням, наряду с другими названиями получил также и название «частушка». Грамматически это было полной аналогией таких народных названий жанра, как «сбирушка», «набирушка», «коротушка» и т. п.

1 ведущий: Частушка - один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это - короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Частушка всегда в той или иной мере - поэтический экспромт. Импровизационный характер фольклора в частушках проявился со значительно большей силой, чем в других жанрах необрядовой народной лирики

2 ведущий: Екатерина II говорила: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Можно ли представить мир без шуток? Нам бы хотелось, чтобы Вы почувствовали красоту частушек, научились их слушать, петь. Поднимите руки, кто слышал частушки? Кто из Вас, их пел дома, в компании? Знаете ли Вы когда появилась частушка?

1 ведущий:
Выделяют несколько разновидностей русских народных частушек:
Лирические песни о любви - частушки, состоящие из четырех строк. Часто их поют на свадьбах. Особенной разновидностью этих частушек являются эротические, нескромные или озорные шутливые песенки.

Плясовые частушки - разновидность любовных припевок с особым ритмом для того, чтобы под них было удобно танцевать;

Страдальные частушки - пения о несчастливой любви. Как правило, они состоят из двух строк и поются более медленно, чем обычные частушки.

«Семеновна» - особый вид частушек, получивший свое название благодаря зачину «Семеновна». Семеновна - это яркий пример русской женщины - «бабы». Такие частушки состоят из двух строк и известны своим заунывным ритмом.

«Матаня» - разновидность любовных частушек, в которых так обращались к возлюбленной.

Политические частушки - более современный вид припевок, которые распространялись в качестве своеобразного протеста против советской пропаганды.

Юбилейные частушки - еще один современный вид народных песен, который используется для оригинального поздравления.

2 ведущий: Работа по собиранию частушек широко развернулась в самом начале XX в. Первым дал исторически объективную, положительную оценку нового песенного жанра Г. И. Успенский.

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам.

Мы с подружкою гуляли,
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали,
Не пойдем больше туда.

С неба звездочка упала
И разбилась на куски.
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.

1 ведущий: Главная сила частушек в личном характере чувств, которые они передают. Поразительна способность частушек радоваться и печалиться, от души веселиться и искренне горевать, торжествовать и негодовать, смеяться и плакать, сострадать и ненавидеть. Частушками, кажется, можно выразить невыразимое.

Чем ты, миленький, гордишься,
Красотой иль высотой?
Красотой меня не стоишь,
Высотой - так черт с тобой!

2 ведущий: Как свой собственный воспринимается юмор частушек. Исполняя их, человек предстает наблюдательным, веселым, умеющим отметить и запечатлеть комические стороны жизни.

Ходит милый по деревне
Ходит, улыбается.
Оказалось зубы вставил -
Рот не закрывается.

На горе стоит избушка,
Внучка с бабушкой живет.
Ох, и вредная старушка:
Внучке волю не дает.

1 ведущий: Привлекает в частушках гуманизм, доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут, поддержат как в радости, так и в горе.

Не судите меня бабы,
Я не подсудимая,
У меня на это есть
Мамонька родимая.

2 ведущий: Абсолютного одиночества героев в частушках нет. В них на равных предстали люди разных характеров, разного поведения и отношения к жизни. Как пример - крутенькие об отношении к сопернице. В них раскрывается широкая гамма чувств. Поэтому соперница именовалась еще «соперой», «лиходейкой», «грубиянкой», «супостаткой».

Супостаточка моя
В беленьком платочке.
Перед милым вертится
Как змея на кочке.

Ой, соперница моя,
Как лягушка без костей.
С моим милым постояла
Много было радостей.

Ты, сопера, запевай,
Но меня не задевай.
Если хочешь поругаться —
Поругаемся давай!

1 ведущий: Наверное, вы, дорогие гости, заметили, что при исполнении частушек хочется приплясывать, хлопать в ладоши. Это потому, что в ритме многих частушек есть общее с ритмом плясовых песен.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.

2 ведущий: Исполнение таких песен сопровождается не только пляской, но и игрой на русских народных инструментах, которые всегда были с собой. Народ даже частушки сочинил про свои любимые инструменты.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.

1 ведущий: Кстати сказать, гармошки бывают разные: тальяночки, ливенки, черепашки, саратовские, венские, пензенские…и каждая звучит по-своему.

2 ведущий: Трагические времена в истории народа не уменьшили тяготения к частушечному жанру. В годы Великой Отечественной войны частушка продолжали существовать. Бесхитростные, зачастую наивные припевки выражали подлинную любовь к Родине, помогали пережить тяготы и потери, являли собой подлинный образец стойкости духа. И это не просто красивые слова.

Это лето, в сорок первом,
Никогда не позабыть,
Привалило к сердцу камень -
Ни за что не отвалить.

Мы с миленочком пойдем
Воевать на парочку
Он пойдет за командира,
Я - за санитарочку.

Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут!
Куда руки, куда ноги
Наши пули разнесут!

Посадила я в саду
Черную смородину.
Воевать пойду с фашистом
За Советску Родину!

1 ведущий: На Донбассе особенно привлекают своей меткостью и жизненной актуальностью частушки, бытующие в рабочей, главным образом, шахтёрской среде. По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры людей.

Познакомилась я с парнем,
До чего же он востёр,
Я подумала - учитель,
Оказалось, что - шахтёр.

За любимого волнуюсь,
Признаюсь по честности,
Он работает в забое,
Я же - на поверхности.

Эх, шахта, забой
Под землёй нет солнца,
Буду лампочкой светить
Милому в оконце.

Мне, подруга, о любимом
Позаботиться пора,
Он работает в забое,
Даёт уголь «на гора».

На работе мой любимый,
И волнуюсь за него,
Но улыбками встречаю
Я шахтёра своего.

2 ведущий: В вашей жизни сейчас одной из важных задач является учеба. Вы много времени проводите в школе и ваши успехи и неудачи отражены в школьных частушках. Частушечники, просим вас!

Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?

На уборку как-то раз
Попросили весь наш класс.
Наши мальчики бредут
Как на каторгу идут.

Только начался урок,
Кристина шлет записочку:
«Очень вкусный пирожок
меняю на ирисочку».

У Вадима нет терпенья,
Он урок недоучил.
И за полстихотворенья
Полчетверки получил.

Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: «тишина!» -
В школе треснула стена.

1 ведущий: Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

У бедняги депутата
Очень низкая зарплата,
А ему - ну позарез! -
Нужен третий "Мерседес"!

Доллар - папа, кризис - мама,
Снова можно деньги брать.
Хоть долгов уже немало,
Всё равно не отдавать.

2 ведущий: Частушки - выражение весёлого нрава народа, его ясного взгляда на жизнь. Было время когда частушки считали признаком упадка народного творчества, не замечали того мастерства с сложены эти короткие сильные стихи,- бойкие, стремительные, насмешливые.

1 ведущий: Частушки - часть фольклора, богатство нации, это памятник истории. Он может быть утрачен от небрежного обращения. Пусть не станете Вы фольклористами, но если в жизни будете изучать, беречь традиции, и это мероприятие заставит вас задуматься об этом, уже хорошо.

2 ведущий: И вот когда посиделки заканчивались или когда хотели закончить пляску, веселье, то тоже исполняли частушки такого плана.

Мы частушки петь кончаем
От души стараемся
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
А мы что вам не нравимся?

Возле речки, возле мосту
Две фиалочки цветут,
Без частушек прожить могут,
Да чего-то не живут!

И ночь сыра,
И трава в росе,
И спать пора,
И частушки все.

1 ведущий: В заключении скажем, что частушка переживает общерусскую судьбу жанра (Все участники встают, кланяются)

2 ведущий: Всем спасибо за участие!

Маркина Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы Новоазовская общеобразовательная школа I-III ступеней № 2 г. Новоазовск Донецкая область

Чтобы скачать материал или !

Оформление — на сцене декорации горницы. Подготавливается выставка работ декоративно-прикладного творчества, рисунков ребят. Для проведения конкурсов понадобятся: гимнастический обруч, ложки, к которым привязаны нитки, карточки с номерами от 1 до 7, воздушный шарик, шнурки, ластик, чай, леденец, свеча, карандаш, призы для победителей.

Действующие лица:

Ведущие (1) и (2)
Скоморохи (1) и (2)
Девочки (1) — (3)
Мальчики (1) — (3)
Баба-яга

СКОМОРОХ (1):

Здравствуйте, народ честной!
Веселья и хорошего настроения всем желаю.
В Доме творчества наш праздник открывается,
Потому что певуны здесь лучшие собираются!
Если вы приглядитесь,
То сами в этом убедитесь.

СКОМОРОХ (2) : Ой вы, красны девицы да добры молодцы! Слушайте да глядите, да не говорите, что слыхом не слыхивали и видом не видывали!
(На сцену выходят Девочки (1) — (3),
исполняют частушки).

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (вместе): Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться!
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

ДЕВОЧКА (1):
Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать!
ДЕВОЧКА (2):
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад — Сапоги мои лежат.
ДЕВОЧКА (3):
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла — Я не удержалася.

СКОМОРОХИ (1) и (2) (вместе):
Вы пропели нам частушки,
Прямо скажем — от души.
Хороши частушки ваши,
И вы тоже хороши!

(Скоморохи (1) и (2) уходят.
На сцену выходят Мальчики (1) — (3) с гармошкой).

МАЛЬЧИКИ (1) — (3) (поют): Разойдитеся! Расшатайтеся!
Дайте, дайте ходику Весёлому народику!

ДЕВОЧКИ (1) — (3) (поют):
Мои щёчки, что листочки,
Глазки, что смородинки.
Давай, милый, погуляем,
Пока мы молоденьки
Поиграй повеселее,
Неужели тебе лень?
Мы твою игру весёлую Ожидали целый день!
ВЕДУЩИЙ (1): Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас у нас в горнице!
Вы сидите не стесняйтеся,
Пойте с нами, наслаждайтеся!
Любят и знают частушки люди разного возраста — от стариков до малых детей.

ВЕДУЩИЙ (2) : Относительно многих фольклорных жанров частушки молоды. Они сложились во второй половине XIX века, но быстро вошли в народную жизнь. В первое время новый жанр песенного фольклора не имел единого названия. Эти короткие песенки в разных местах называли по-разному: припевки, пригудки, приговорки, прибаски и т.д.

Впервые в печати термин «частушка» употребил в 1889 году писатель Глеб Успенский в статье «Новые народные стишки». Автор отмечал, что народ частушками откликается на каждую малость жизни, они «неведомым путём создаются неведомыми поэтами чуть не каждый божий день и непременно в каждой деревне».

ВЕДУЩИЙ (1): Широкому распространению частушки способствовало бурное развитие «отхожих» промыслов. Крестьяне, уходившие в другие губернии, в большие города на заработки, уносили туда свои частушки, а, возвращаясь домой, привозили новые, услышанные на чужбине. Так распространялся этот жанр. Однако местные особенности текста, напева сохранялись. Поэтому тамбовские частушки отличались от воронежских, саратовских, рязанских.

ВЕДУЩИЙ (2): А уж каких только названий для частушек не было придумано: «матаня», «тараторка», «набирушка», «ихохошка» и многие другие. Самые первые частушки исполнялись только во время молодёжных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Частушки, исполняемые на гулянке, назывались «ходовыми», на покосе — «покосными», при сборе грибов — «лесными». Любопытно отметить, что первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании всё чаще переходила к девушкам.

ДЕВОЧКА (1) (поёт) :
Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого Поесть не удалось.
ВЕДУЩИЙ (1) : Наибольшей популярностью почти повсеместно пользуются танцевальные и лирические частушки.

(Девочки (1) — (3) исполняют частушки.)

ДЕВОЧКА (2):
Гармонист у нас хороший,
Я в него влюбилася,
Когда б стеклянною была,
Упала б и разбилася.

ДЕВОЧКА (3):
Ты, «Семёновна»,
Везде нашла приют:
Тебя и в городе,
И в селе поют.

ДЕВОЧКА (1):
Мне «Семёновну»,
Запретили петь,
А я,девчоночки,
Не могу стерпеть!

ДЕВОЧКА (2):
Мы с милёнком расставались Между белых двух берёз,
Листья падали и вяли От моих горячих слёз.

ДЕВОЧКА (3):
С неба звёздочка упала И разбилась на куски.
Наша молодость проходит В средней школе у доски.

ДЕВОЧКА (1):
Ой, ты, белая берёза,
Ветра нет, а ты шумишь.
Ой, сердечко ретивое,
Горя нет, а ты болишь.

ДЕВОЧКА (2):
Потеряла из кармана Яровое зёрнышко.
Я на милого глядела,
Как на красно солнышко.

(На сцену выходи Баба Яга).

БАБА ЯГА : Ой, так к вам на праздник торопилась, что чуть свой транспорт не сломала. Я тоже петь умею — заслушаетесь!
А я Бабушка Яга,
Костяная ножка.
И спою я вам частушки Под свою гармошку.
Посмотрите на меня — Писана красавица.
Что причёска, что походка,
Всем ужасно нравится!
Я бабулька не простая,
Я Бабуленька яга.
У меня есть костяная,
Костяная есть нога.
Я диету соблюдаю
Уж не помню, сколько лет.
Мухоморы ем на завтрак И поганки на обед!
(Ребята отвечают).

То-то. Молодцы, ребята! Весёлые да озорные у вас частушки. А теперь давайте вместе поиграем!

(Ведущие (1) и (2) делят ребят на две команды).

Игра «Кто быстрее?»

Участники команд на скорость строятся в алфавитном порядке и по росту. Побеждает та команда, которая выстроится быстрее.

Игра «Раз, два, три! В обруч заберёмся мы!»

Участники по сигналу Ведущих должны забраться в большой гимнастический обруч. Побеждает та команда, у которой большее количество игроков быстрее окажется в обруче

Игра «Умелицы!

ВЕДУЩИЙ (1): А данный конкурс покажет нам, как девушки умеют шить. Если мы дадим им просто пуговицу, они легко справятся с этим заданием. Мы же усложним задачу наших участниц: вместо иголок они получат ложки с привязанными нитками. Участницы должны быстро и качественно «пришить» друг к другу всех членов своей команды. Пришить за лямки, ремешки, петельки — словом, за что можно зацепиться. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.

Игра «Танец сидя»

Участники от каждой команды исполняют танец, сидя на стуле.

ВЕДУЩИЙ (2) : Почему-то считается, что танцевать нужно обязательно на ногах. А разве нельзя танцевать лёжа или сидя? Предлагаю нашим участникам исполнить танец, не поднимаясь со стула. Кто же в этом конкурсе победит? Очень-очень интересно.

Игра «Я - актриса»

В конкурсе участвуют две девочки от каждой команды.

ВЕДУЩИЙ (1) : Этот конкурс даст возможность девушкам проявить и продемонстрировать свои актёрские способно¬сти. Участницы, ваша задача — с помощью мимики, жестов, движения показать себя в предложенной ситуации.
Задание

Нужно пройтись как:
балерина на сцене; девушка, которой жмут туфли; младенец, только научив-шийся ходить; курица по двору; воробей, скачущий по крыше; цапля на болоте; обезьяна в клетке; женщина с тяжёлыми сумками; девушка в короткой юбке на высоких каблуках; часовой, охраняющий продовольственный склад; эквилибрист на канате.

Конкурс «Пословица не даром молвится»

ВЕДУЩИЙ (2): А знаете ли вы пословицы о труде? Я начну,а вы заканчивайте.

Пословицы

Скучен день до вечера…(Коли делать нечего.)

Без дела жить… (Только небо коп¬тить.)

Кто рано встаёт… (Тому Бог подаёт.)

В зимний холод… (Всякий молод.)

И зимой будет ягода… (Если заготовить загодя.)

Конкурс «Петушиный бой»

В конкурсе участвуют два мальчика от каждой команды. Ребята встают напротив друг друга. Задача - вытолкнуть противника за черту.
(Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей.)
«Лотерея Бабы Яги»
Желающие тянут карточки, затем по очереди называют Бабе Яге номера карточек. Баба Яга зачитывает шутливое описание выигрыша и вручает его.

Карточки

Летательный аппарат. (Воздушный шарик.)
Вещь, не выходящая из моды. (Шнурки.)
Стиральная машинка малогабаритной формы. (Ластик.)
Вечерами не скучай — ароматный пейты… (Чай.)
Ой, какой ты молодец — получи-ка… (Леденец.)
Пусть в жизни будет вам теплее от подарка Прометея. (Свеча.)
Да, билет счастливый ваш, так держите… (Карандаш.)

ВЕДУЩИЙ (2) : За что любим мы частушки? Что помогает им закрепляться в памяти и переходить из поколения в поколение? Думается, главная сила частушек — в личном характере чувств, которые они передают. Привлекают в частушках доверие к людям, уверенность в том, что тебя поймут как в радости, так и в горе. Ни один другой жанр не наполнен так обращениями и призывом «Ты послушай». К кому только ни адресованы частушки: к родителям, подруге, товарищу, старикам, сопернице, ребятам, девчатам,гармонисту.

ВЕДУЩИЙ (1): Русская частушка доставляет истинное эстетическое наслаждение замечательной непосредственностью, неожиданной меткостью наблюдений, свежестью образов. И эти изумительные свойства частушки помогут ей дальше идти через века и судьбы.

МАЛЬЧИК (1) (поёт):
Дайте лодочку дубову И дубовое весло:
Ягодиночку на льдиночке Далёко унесло.
ДЕВОЧКА (2) (поёт):
Меня милый проводил,
Сел на изгородочку.
Долго-долго любовался На мою походочку.
МАЛЬЧИК(2) (поёт):
Шел я лесом, сенокосом,
Повалился в лужу носом.
До кровей разбил я нос,
Ну, какой там сенокос!
ВЕДУЩИЙ (2) : Наверное, нет такого человека, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы с десяток этих озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или сельский.

ВЕДУЩИЙ (1): Частушки поют на больших и малых общественных праздниках. Поют их на площадях, сценах, за деревенской околицей, в городских квартирах и деревенских домах.

Частушки живы!

Они слышатся на свадьбах, проводах в армию, юбилеях, днях рождения.

Порой они при-ходят к нам из газет и журналов. Но между ними нет разлада.

Фирдания Салимуллина,
Тюменская область, Ямало-Ненеский АО

Post Views: 7 078