Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Образ женщины в творчестве есенина. Образ любимой женщины в творчестве С.А

Образ любимой женщины в творчестве Есенина

Лирика Есенина неразрывно связана с темой любви, она словно не существует без этого высокого чувства, обращенного ко всему мирозданию. Поэтическая душа не могла не пылать страстью, не восхищаться, не любить.

Первый поэтический опыт Есенина связан с фольклорными мотивами; именно в стране «березового ситца» рождается первая любовь поэта. Стихотворения, относящиеся к началу десятых годов, сходны по общему настроению с народными песнями, стилизованы под них, полны деревенской мелодичности и напевности («Подражанье песне», 1910 г.).

Да и позднее, уже в 1916–1919 годах поэзия любви сливается воедино с поэзией природы, черпая из нее целомудренность весеннего цветения, чувственность летнего зноя.

Возлюбленная лирического героя – воплощение красоты окружающего мира, красоты деревенского милого пейзажа. «Со снопом волос… овсяных», «с алым соком ягоды на коже» – ее «гибкий стан и плечи» выдумала сама природа («Не бродить, не мять в кустах багряных…», 1916 г.).

В стихотворении «Зеленая прячется…» (1918 г.) девушка предстает уже в образе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Она рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени… обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь «до новых журавлей».

Описание любовного свидания исполнено целомудрия и той нежности, какую таит в себе чистая красота природы.

Но уже в самом начале двадцатых годов в цикле «Москва кабацкая» происходит резкая смена настроений и интонаций. Деревенский песенный лиризм сменяется отчетливым, резким, дергающим ритмом. Поэт «без возврата» покидает «родные поля» («Да! Теперь решено. Без возврата…», 1922). «Когда… светит месяц…черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Здесь нет возвышенной любви, нет красоты розового заката – лишь «шум и гам в этом логове жутком».

Чувства попраны, осталось лишь плотское влечение. И отношение к женщине меняется: она не стройная девушка-березка, а «паршивая» проститутка («Сыпь, гармоника. Скука… Скука…», 1923 г.), которую «излюбили», «гумызгали». Она грязна, глупа и вызывает не любовь, а ненависть.

Однако подобные образы есть нарочитое, демонстративное выражение состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабацкая» любовь – поэтический крик о мерзости и губительности затягивающего его омута кабаков. И вместе с тем Есенин не отрекается от природной, присущей ему задушевности и лиризма, которые подчеркивают трагичность состояния души поэта:

Дорогая, я плачу,

Прости… прости…

В 1923 году поэт возвращается из заграничного путешествия. Он разочаровывается в буржуазно-демократических началах западного мира, разочаровался и в прошлых идеалах. В его лирике возникает мотив сожаления о прожитых впустую годах, растраченных в кабаках среди бродяг и проституток.

Теперь поэт «запел про любовь», отрекаясь «скандалить» («Заметался пожар голубой…», 1923 г.):

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

«Поступь нежная, легкий стан» и волосы «цветом в осень» – возрождают в лирическом герое «пожар голубой». Любовь как спасительная сила приводит героя к возрождению:

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

(«Дорогая, сядем рядом…», 1923)

В стихотворении «Сукин сын» 1924 года поэт вспоминает «девушку в белом», и его душа оживает:

Снова выплыла боль души.

С этой болью я будто моложе…

Это память о чистой, светлой деревенской юности. Но после лет кабацкого угрюмого разгула вернуть «песню былую» невозможно: «собака давно околела», но остался «молодой ее сын», и, храня в сердце память о том, как «страдал», поэт признает:

Да, мне нравилась девушка в белом,

Но теперь я люблю в голубом.

В этот же период поэт создает цикл стихотворений «Персидские мотивы» (1924–1925 гг.), наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» (1924 г.). Как и весь цикл, оно проникнуто романтическим настроением и светлой грустью:

Там на севере, девушка тоже,

Может, думает обо мне…

Грусть несбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». («Видно, так заведено навеки…», 1925 г.). Герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» «вместе» с любимой. И хотя она сердце «со смехом» другому отдала, тем не менее эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела…к чувственным стихам».

Будучи отвергнутым, лирический герой остается верен прежнему чувству. Он находит снова верного посланника, как в стихотворении «Сукин сын»; это «милый Джим» («Собаке Качалова», 1925 г.):

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

В этом истинно есенинский лиризм, трагичный и возвышенно-романтический, чувствительно-тонкий и вместе с тем обращенный к тем чувствам, что понятны и близки каждому, и потому стихотворения С. Есенина спустя более полувека продолжают волновать читателей драматизмом лирических переживаний.

Александр Блок.

Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Сергея Есенина. Переживания, выраженные в стихах о любви, отражают всю гамму чувств поэта – тоска, разлука, радость… Как и вся поэзия творца, его любовные стихи во многом автобиографичны.

В марте 1913 года Есенин утраивается подчитчиком в типографию, и уже в скором времени женится на корректоре Анне Изрядновой. Но очень быстро он понимает, что это не тот человек, который ему нужен, не то, что ему сейчас требуется. А хотел он только творческой самореализации. И Есенин бросает Анну с маленьким ребенком. Бросает и уезжает в Петроград.… Там, скитаясь по литературным салонам, он знакомиться с Зинаидой Райх. Они обвенчались, она родила ему двоих детей. Но и с ней Есенин вскоре расстается.

Айседора Дункан приехала в Россию, чтобы учить русских девочек танцевать. Есть много версий первого знакомства Есенина с нею:

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк.

Я искал в этой женщине счастье,

А нечаянно гибель нашел…

Какое емкое и точное предсказание.…
Есенин умер в тридцать лет, прожив удивительно насыщенную и динамичную жизнь. Его стихи глубоко образны и символичны. Видимо, на них оказали большое влияние те перемены, которые происходили в жизни России того времени. При всем драматизме лирики Есенина, в ней отчетливо ощущается пафос жизнеутверждения:

Много дум я в тишине продумал.

Много песен про себя сложил.

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Воспевание любви встречается во всех циклах стихов Есенина, и даже в «Москве кабацкой». Там особенно сильны мотивы разочарования, но поэт верит, что именно любовь может спасти и излечить от всех недугов и несчастий. Спасти даже тогда, когда ни на что другое надежды уже нет.

Постепенно тема любви начинает сближается с главной есенинской темой – темой Родины. И это характерно особенно для последних лет жизни «поэта деревни». Особенного внимания в этом случае заслуживает цикл стихов «Персидские мотивы». Непрочность счастья вдали от родного края ощущается здесь весьма остро и отчетливо:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Здесь любовь интернациональна, огромна. Она до краев наполняет сердце человека и переполняет его, пусть даже за пределами родной страны. Но поэт очень остро ощущает нехватку именно России.

Большое значение в поэтике Есенина играет звукопись, символика, цветовая гамма. Для него любовь - это чудо:

Тот, кто выдумал твой гибкий стан и плечи,

К светлой тайне приложил уста.

Но любимая женщина – это не только возлюбленная, но и мать, которая так же ассоциируется у поэта с Родиной. Образ матери перерастает и в обобщенный образ русской женщины. Это трудолюбивая крестьянка: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…».

Такое слияние образов матери, возлюбленной и Родины, не новшество в русской литературе, но в изображении Есенина эта тема приобрела новое звучание, выражение, образность.

Александр Блок.

Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Сергея Есенина. Переживания, выраженные в стихах о любви, отражают всю гамму чувств поэта – тоска, разлука, радость… Как и вся поэзия творца, его любовные стихи во многом автобиографичны.

В марте 1913 года Есенин утраивается подчитчиком в типографию, и уже в скором времени женится на корректоре Анне Изрядновой. Но очень быстро он понимает, что это не тот человек, который ему нужен, не то, что ему сейчас требуется. А хотел он только творческой самореализации. И Есенин бросает Анну с маленьким ребенком. Бросает и уезжает в Петроград.… Там, скитаясь по литературным салонам, он знакомиться с Зинаидой Райх. Они обвенчались, она родила ему двоих детей. Но и с ней Есенин вскоре расстается.

Айседора Дункан приехала в Россию, чтобы учить русских девочек танцевать. Есть много версий первого знакомства Есенина с нею:

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк.

Я искал в этой женщине счастье,

А нечаянно гибель нашел…

Какое емкое и точное предсказание.…
Есенин умер в тридцать лет, прожив удивительно насыщенную и динамичную жизнь. Его стихи глубоко образны и символичны. Видимо, на них оказали большое влияние те перемены, которые происходили в жизни России того времени. При всем драматизме лирики Есенина, в ней отчетливо ощущается пафос жизнеутверждения:

Много дум я в тишине продумал.

Много песен про себя сложил.

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Воспевание любви встречается во всех циклах стихов Есенина, и даже в «Москве кабацкой». Там особенно сильны мотивы разочарования, но поэт верит, что именно любовь может спасти и излечить от всех недугов и несчастий. Спасти даже тогда, когда ни на что другое надежды уже нет.

Постепенно тема любви начинает сближается с главной есенинской темой – темой Родины. И это характерно особенно для последних лет жизни «поэта деревни». Особенного внимания в этом случае заслуживает цикл стихов «Персидские мотивы». Непрочность счастья вдали от родного края ощущается здесь весьма остро и отчетливо:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Здесь любовь интернациональна, огромна. Она до краев наполняет сердце человека и переполняет его, пусть даже за пределами родной страны. Но поэт очень остро ощущает нехватку именно России.

Большое значение в поэтике Есенина играет звукопись, символика, цветовая гамма. Для него любовь - это чудо:

Тот, кто выдумал твой гибкий стан и плечи,

К светлой тайне приложил уста.

Но любимая женщина – это не только возлюбленная, но и мать, которая так же ассоциируется у поэта с Родиной. Образ матери перерастает и в обобщенный образ русской женщины. Это трудолюбивая крестьянка: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…».

Такое слияние образов матери, возлюбленной и Родины, не новшество в русской литературе, но в изображении Есенина эта тема приобрела новое звучание, выражение, образность.

«Песня про купца Калашникова» переносит нас в еще более глубокую старину, чем «Капитанская дочка» Пушкина. Но вместе с тем в этой поэме о XVI веке - как ни парадоксально - сильнее просвечивают связи с лермонтовской современностью, может быть потому, что это не эпическое, а лиро-эпическое произведение (если придерживаться той классификации жанров, которую намечает Л. И. Тимофеев). Отрывок из книги Ольги Берггольц «Дневные звезды», включенный в хрестоматию, Читатели читают самостоятельно: он создает определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентирует школьников па восприятие п

После окончания "Войны и мира" Толстой усиленно изучал материалы об эпохе Петра Первого, решив посвятить ей свое новое произведение. Однако современность вскоре настолько захватила писателя, что он приступил к созданию произведения, в котором широко и разносторонне показал пореформенную русскую жизнь. Так возник роман "Анна Каренина", который произвел необыкновенно сильное впечатление на современников. Реакционных критиков напугала в романе суровая правда, с которой писатель показывал русскую жизнь той поры со всеми ее острыми противоречиями. Их напугало резкое осуждение той "нечестной дей

Обычно принято считать, что герой - это тот, кто спас тонувшего человека или вынес из горящего дома ребенка - таких людей даже награждают медалями, Но, по-моему, герой - не обязательно тот, кто совершает такие громкие, а порой даже отчаянные поступки. Героем можно считать и того, кто способен одержать, победу над самим собой. Вот, например, такая история.Для моего друга Артема уроки физкультуры - настоящая мука. Ну никак не может он заставить себя прыгнуть через коня, сделать переворот на турнике, кувыркнуться.Однажды на уроке физкультуры он неудачно совершил переворот на турнике и упал. С тех

Наступила весна. Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной. По земле побежали звонкие ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали лед своими струйками. Пение ранних пташек и звонкая капель с крыш заполняют мир, весенняя музыка приходит на смену долгому зимнему молчанию и завыванию ветра. Все приходит в движение: суетятся на ветках птицы, весело капают с карнизов жемчужинки. Снег еще прячется в темных углах, не хочет понять, что с каждым часом сугробы становятся меньше, не укрыться им о

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

Руки милой - пара лебедей -

В золоте волос моих ныряют .

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют .

С . Есенин

Проблематика любви на протяжении веков интересовала человечество: о любви слагали песни, писали стихи и романы, увековечивали в скульптуре и архитектуре образы любимых - в любви искали человеческое в человеке. Сегодня такие поиски становятся как никогда актуальными . О необходимости гуманизации современного образования и культуры, ориентации их на общечеловеческие ценности пишут как педагоги, так и психологи, призывая задуматься о социокультурной ситуации в России и мире.

Мне 16 лет, я нахожусь в том прекрасном возрасте предчувствия любви, когда от жизни ждешь только хорошего и светлого, сердце заранее трепещет в ожидании чего-то необычного, волшебного, за которым будет новое, еще не изведанное. Но меня не может не волновать то деформирование чувства любви, которое наблюдается среди моих сверстников и в обществе в целом. Поэтому мне захотелось узнать как можно больше об этом чувстве, о том, а как ЭТО было у ВЕЛИКИХ? Остановилась я на судьбе великого поэта Сергея Есенина.

Актуальность нашего исследования состоит еще и в том, что в скором времени ожидается всплеск интереса к жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина. И не случайно. 2015 год - дважды юбилейный год для почитателей таланта поэта: 4 октября страна отметит 120 лет со дня рождения русского гения, а 25 декабря пройдет день памяти - 90 лет со дня его гибели. И хотя сам поэт отмечал, что тема Родины - основное в его творчестве, современным читателям интересна прежде всего его любовная лирика.

Поэтому возьмем на себя смелость сказать, что любовь - главная тема творчества С. Есенина, она проходит красной нитью через все его произведения. Это всеобъемлющая тема. Почти все поэты всех времен и народов в своем творчестве обращались к этой теме. Но так эмоционально, образно и светло воспеть это чувство, как воспел Есенин, вряд ли кому удалось.

Материалом для данной работы послужила поэзия С. Есенина, воспоминания современников о нем, литературоведческие работы о творчестве поэта.

Предмет исследования - образы есенинских женщин. В его судьбе, в его характере, как и в любом другом мужском, именно они служат своего рода лакмусовой бумажкой и "моментом истины". Будем вглядываться лишь в тех, кто был с ним рядом сравнительно долго и значил много. Уже начав работу над данным исследованием, мы увидели, что таких женщин было десять. Поэтому решили сузить их круг до трех, остановившись лишь на юношеском, добрачном периоде жизни Есенина.

Целью настоящего исследования является осветить творчество Есенина в связи с его жизненными переживаниями, судьбой; определить, какое влияние оказали женщины, с которыми встречался Есенин в период ранней юности и юности, на его поэтическое творчество.

Достижение предполагаемой цели связано с решением частных задач :

1) рассмотреть мотивы любовной лирики С. Есенина и выявить взаимосвязь его поэзии с образами конкретных женщин, находящихся рядом с поэтом в добрачный отрезок его жизни;

2) определить новые подходы к анализу произведений Есенина, к изучению его жизненных и философских ориентаций;

3) кратко проследить жизненный путь женщин, ставших дорогими сердцу Есенина.

Методы исследования опираются на принципы историко-функционального, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического изучения литературных явлений.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.

Нами была выдвинута следующая гипотеза : если любовная лирика Есенина волнует нас до сих пор, то, наверное, она посвящена определенным женщинам, следовательно, у героинь его стихов есть прототипы.

есенин поэт образ женщина любовь

I. Адресаты любовной лирики С. Есенина

"Каждая строчка его говорит о чем-то конкретном, имевшем место в его жизни. Все - вплоть до имен, которые он называет, вплоть до предметов". (Софья Виноградская, писательница)

На данный момент по теме адресатов любовной лирики существует всего несколько статей в газетах и журналах.

В основном о взаимоотношениях Есенина с женщинами писали историки и биографы.

Очень большой материал воспоминаний людей, окружавших поэта в тот или иной период его жизни и творчества.

Существуют высказывания-свидетельства современников, близко знавших поэта. "Для него не было никаких ценностей в жизни, кроме его стихов… Женщины не играли в его жизни большой роли" (С. Городецкий). "С женщинами, говорил он, ему по-прежнему трудно было оставаться подолгу.

Он разочаровывался постоянно и любил периоды, когда удавалось жить "без них"; но зато если чувственная волна со всеми её обманами захлёстывала его на время, то опять-таки по-старому - "без удержу".

Обо всём этом говорил он попросту, по-мужицки и смеясь, но без грусти и беспокойства" (В. Чернявский).

И в самих стихах Сергея Есенина мы можем прочитать: "В глупой страсти сердце жить не в силе", "И тебя любил я только кстати, Заодно с другими на земле". И, наконец, как бы итоговое: "Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам. Я не отдам её в чужие руки, Ни матери, ни другу, ни жене…".

С самых ранних стихов в лирике Есенина - тема любви. Первоначально она звучала в произведениях фольклорно-поэтического, иногда стилизаторского характера, например "Подражание песне":

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, берёзы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри чёрные змейно трепал ветерок.

Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

1 . " Низкий дом с голубыми ставнями

Не забыть мне тебя никогда…"

(Анна Алексеевна Сардановская )

В "доме с голубыми ставнями" Есенин и встретил свою первую любовь, озорную, черноглазую смуглянку Анюту Сардановскую. Это к ней относятся строки:

В пятнадцать лет

Взлюбил я до печёнок

И сладко думал,

Лишь уединюсь,

Что я на этой

Лучшей из девчонок,

Достигнув возраста, женюсь.

Анна Алексеевна Сардановская родилась в селе Мощены Рязанской губернии в 1896 году. Родители её учительствовали в сёлах Рязанской губернии. В семье было четверо детей. Вскоре после рождения Анны умирает её отец. Мать с детьми переезжает в село Дединово в Рязанской губернии. С 1906 году вместе со своей подругой Марией Бальзамовой поступает в рязанское женское епархиальное училище. Предполагают, что именно на этот период приходится их знакомство с Есениным. Анна заканчивает училище в 1912 году и в скором времени начинает работать учительницей в школе.

Дом священника Ивана Яковлевича Смирнова стал вторым родным домом Есенина. Иван Яковлевич настоял, чтобы Сережу после окончания земской школы отправили в Спас-Клепиковскую учительскую школу, а не к отцу в Москву, где тот служил приказчиком. В смирновском доме постоянно собиралась молодёжь, затевались игры, ставились спектакли, звенела гитара, звучали песни, стихи. А там, где молодёжь, там, конечно же, влюблённость, романы, и поиски, порывы, споры…

Дивное время полуотрочества, полуюности! Дивные долгие летние вечера, бесконечные, зимние ночи, когда кипение души, разговоры, притяжение-отталкивание, стыдливая и оттого ещё более горячая и неудержимая влюблённость. Анна Сардановская! Анна Сардановская! Её имя уже известный поэт возьмёт для лучшей своей поэмы. А тогда - захлёст чувств, радости и сомнения - и строчки, строчки, строчки… (Анне посвящено стихотворение "За горами, за жёлтыми далями". Другие не сохранились.). И предчувствие будущего, и сладкая тяжесть призвания, и крепнущий зов судьбы - всё, всё слилось, сконцентрировалось в эти два слова - Анна Сардановская.

Экономка Смирновых, Марфуша, постоянно говорила: " Ох, кума! У нашей Анюты с Сережей роман. Уж она такая проказница, скрывать ничего не любит. "Пойду, - говорит, - замуж за Серёжку", и всё это у неё так хорошо выходит".

Но проходит совсем немного времени, и отношения Сардановской и Есенина резко меняются. Как считал сам Сергей - причиной послужила его дружба с лучшей подругой Анны Марией Бальзамовой. Но всё оказалось довольно просто - причиной изменений в отношениях Сардановской и Есенина послужило её знакомство с учителем Олоновским. Со временем их знакомство перерастает в дружбу, которая выливается в более близкие отношения. Все мысли Анны заняты только Владимиром Алексеевичем.

25 марта 1916 года Есенин был призван в армию. Он ждёт писем от Анны. Он явно огорчён и расстроен тем, что она не пишет ему, для него это сейчас особенно важно и необходимо. Настроение его подавлено, всё сильнее он ощущает чувство беззащитности и одиночества. Всё это находит своё отражение и преломление во многих стихах поэта. Он пишет "За горами, за жёлтыми долами…", посвящённое А. Сардановской:

За горами, за жёлтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озёр водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зелёная ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идёшь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою.

После операции аппендицита Есенин получает краткосрочный (16 дней) отпуск. Видимо, тогда и произошло важное выяснение отношений. Возможно, Сардановская призналась, что собирается выйти замуж. Эта новость Есенину была неприятна. Но она же могла вызвать определённый приступ ревности, которая преобразила его чувства в удивительные поэтические строки:

Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды

И не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

*** …И весной и солнцем на лугу

Обвита жёлтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога… ***

…И вновь вернусь я в отчий дом,

Чужою радостью утешусь,

В зелёный вечер под окном

На рукаве своём повешусь.

Расстались они все же друзьями. В 1920 году Сардановская выходит замуж за Владимира Алексеевича. Их счастливый брак оказался недолгим. 8 апреля 1921 года при родах в возрасте 25 лет Анна умерла, родив двух детей, один из которых умирает вместе с ней при родах, а второго, Бориса - воспитывает отец. Анна Сардановская была похоронена на кладбище села Дединова вместе со своей матерью.

Сергей Есенин тяжело переживал смерть Анны Сардановской. Вот что вспоминает об этом писатель Иван Грузинов: "Есенин расстроен, усталый, пожелтевший, растрепанный. Ходит по комнате взад и вперёд. Переходит из одной комнаты в другую. Наконец садится за стол в углу комнаты. "У меня была настоящая любовь к простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней, приходил тайком. Всё рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю её. Горько мне, жалко. Она умерла, никого я так не любил. Больше я никого не люблю".

Грузинов вспоминал, что Есенин никогда не лгал в своих стихах. Сегодня, когда стали известны письма Есенина к Сардановской, новые материалы, документы, воспоминания современников - эта истина становится более очевидной. Главным и бесспорным доказательством здесь остаются стихи и поэмы Есенина.

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

Этими строками поэт завершает стихотворение "Какая ночь! Я не могу…", написанное на излёте жизни 30 ноября 1925 года. Поэт с полным правом мог утверждать: "Я сердцем никогда не лгу". Всё, что рассказывал поэт о себе в своих стихах вплоть до мельчайших подробностей - правда.

Быть поэтом - это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души…

2. "Мы все в эти годы любили…"

(Лидия Ивановна Кашина)

На родине Сергея Есенина, в селе Константиново, есть дом с мезонином. Когда-то в нем жила помещица Лидия Ивановна Кашина - вторая юношеская любовь Сергея Есенина.

Она была красивой и образованной женщиной. В 1904 году с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками.

Есенин часто бывал в их доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли.

Приехали.

Дом с мезонином

Немного присел на фасад.

Волнующе пахнет жасмином

Плетневый его палисад.

Она была красивой и образованной женщиной. В 1904 году с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в их доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли.

Известный на всю Москву поэт вошёл в "дом с мезонином" по приглашению самой Лидии Кашиной - она интересовалась его творчеством, просила почитать стихи. Вот как вспоминает этот день Анна Андреевна Ступенькина - служанка в доме Кашиной: "В этот день было морозно и солнечно, выпал молодой снежок. Сергей переступил порог не без робости и с любопытством. "Будто на алтарь какой вошёл", - вспоминала она. Есенин рассказал об этом в поэме иначе:

Был скромный такой мальчишка,

А нынче…

Поди ж ты…

Писатель…

Известная шишка…

Без просьбы уж к нам не придёт, -

Как бы переговариваются между собой мать и дочь Снегины. В действительности, похоже, поэт заметно робел. Ведь он, сын простых крестьян, всегда воспринимал барышню как "нечто из иных миров…".

Судьба Кашиной была печальней и трагичней, чем у героини поэмы "Анна Снегина". Крестьяне села Константиново действительно хотели сжечь усадьбу. Это произошло бы, если б не вмешательство Есенина. "Растащите, разломайте всё. И никакой пользы! А так хоть школа будет или амбулатория. Ведь ничего нет у нас!" - выступал он на собрании колхоза с речью. Через год там открыли медпункт, а затем там жили учителя, преподававшие в окрестных школах (В 1917 году Кашины уехали из усадьбы).

В 1919 году Лидия Ивановна нанялась на службу в управление связи Красной Армии. Работала машинисткой, шила на дому, а в 1922 году её взяли на работу в издательство газеты "Труд". В течение пяти лет исполняла обязанности корректора, а затем литературного редактора.

В начале 30-х годов семьёй Кашиных заинтересовались "органы". В 1936 году последовал арест профессора, а в 1937 - арест Лидии Ивановны Кашиной. Официально считалось, что она в тот же год умерла от рака.

В годы работы Кашиной в издательстве Есенин нашёл её в Москве. И даже целый месяц гостил у нее: самому поэту в 1918 году жить было негде. В архиве столичного музея-квартиры Есенина есть фотографии, где они вместе пьют чай. У обоих - веселые, по-дружески открытые лица.

Внуки и правнуки Лидии Ивановны живут в Москве. "Кашины иногда приезжают в наши края, - рассказывают жители Константинова, - одну из правнучек зовут Аней, и она напоминает ту девушку в белой накидке. А еще больше она напоминает самого Сергея Александровича. Беленькая, кудрявая, веселая. "

Но это уже, наверняка, совпадения. Судя по всему, роман Кашиной и Есенина был чисто платоническим.

В память об вечерах, проведённых в имении Кашиной, Сергей написал помещице стихотворение "Зелёная причёска…". В нём образ берёзки сливается (как это вообще свойственно очеловечивающему природу поэту) с образом девушки.

В черновике данного стихотворения сохранилась такая строчка: "Прощай, моя невеста, до новых журавлей". Та, которой посвящалась эта строчка, не могла быть невестой Есенина. Но интонация, откровенность, невольно подталкивают к отождествлению лирического героя с самим автором, а трепетной берёзки - с вдохновившей поэта молодой женщиной.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

"О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко.

Сказал под звон ветвей:

"Прощай, моя голубка,

До новых журавлей".

3. "Девушка в белой накидке…"

(О трех прототипах Анны Снегиной)

В декабре 1924 года Есенин начинает работу над поэмой "Анна Снегина".

Под пером поэта рождается пленительный образ "девушки в белой накидке".

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: "Нет!"

Далёкие милые были!.

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Кто же она, "девушка в белой накидке", первая любовь поэта? Есениноведы дружно отвечают - Л. Кашина. Но в отличие от стихотворной героини, Лидия Ивановна после революции, когда крестьяне изгнали ее из имения, уехала не в Лондон, а в Москву. Да, Есенин мог любоваться ею, когда она в зеленой амазонке скакала на коне, может быть, даже романтически вздыхал о ней. Но, стоит заметить, что Кашина, в отличие от Снегиной, не была вдовой. Её муж, сельский учитель Николай Кашин, стал исследователем творчества Александра Островского, одним из первых советских профессоров. Да и могла ли помещица Л. Кашина, замужняя женщина, мать двоих детей, стоять у деревенской калитки с безвестным пятнадцатилетним пареньком? И мог ли впоследствии Есенин такую женщину называть "девушкой", "девчонкой"? Думаем, что в это время юный поэт встречался у калитки совсем с другой - с Анной Сардановской. По отношению к ней слова "девушка", "девчонка" вполне уместны.

Но самые удивительные ассоциации имеются с третьей женщиной, которая "дала" есенинской героине не только фамилию и сюжет, но и привела за собой других героев. Эта женщина - писательница, автор нескольких книг - Ольга Павловна Сно, которая подписывала свои произведения: "О.П. Снегина, Ольга Снегина, О. Снегина, Снежинка, О. С.".

Знакомство Есенина со Снегиной состоялось в апреле 1915 года в её литературном салоне, куда поэта привёл его друг М.П. Мурашов, автор нескольких очерков для журналов, где Снегина состояла в редколлегии. К тому времени писательница была известна в широких литературных кругах. Гостями её были: Ф. Шаляпин, И.Е. Репин, Л. Андреев, С. Чёрный. Часто она встречалась с И.С. Буниным. Кроме того, Есенин и Снегина встречались под одной обложкой в журнале "Голос жизни". Для Есенина эта публикация была особенно дорога и памятна как первая крупная подборка его стихов в петербургском журнале с первой рецензией, сопроводительной статьёй Зинаиды Гиппиус. А рядом напечатан рассказ Снегиной "Тени теней".

Первая любовь, первые встречи в петербургской печати, первая оценка критики. Всё соединилось в одном образе!.

Псевдоним "Снегина" - перевод фамилии мужа-англичанина, литератора Е.Э. Сноу (что в переводе - снег (Snow). Не случайно Анна Снегина эмигрирует в Англию.

Пленительный образ главной героини поэмы "Анна Снегина" постоянно представал в новых неожиданных гранях, и за каждой угадывалось живое лицо - три прекрасные женщины, озарившие юность Есенина. Образ девушки в белой накидке и образ надменной помещицы Снегиной, который символизирует печальную тайну, преступную страсть женщины, брошенной, как выпитая бутылка, а так же той Анны Снегиной, которая в эмиграции вспоминает о родине и о необузданной первой любви, не совпадают и живут как бы отдельной жизнью.

II. Заключение

Выводы :

Тема любви является одной из центральных тем в творчестве С.А. Есенина.

У многих стихотворений, посвященных теме любви, есть свои прототипы. Именно они вдохновляли поэта на создание поэтических шедевров.

Встречи с женщинами, их любовь к поэту и его любовь к ним нашли своё отражение в творчестве поэта.

Любовная лирика Есенина именно потому и волнует нас до сих пор, что она посвящена определенным женщинам.

Есенин, обладая высоким поэтическим талантом и приятной наружностью, любил и был любим. Женщины, которых встретил на своем пути поэт, вдохновляли его на создание новых поэтических шедевров.

Стихотворения Есенина о любви, обращённые к женщинам, с которыми он пытался связать свою судьбу, различны по степени художественного совершенства. Но они безгранично искренни, предельно чисты, и большинство из них пронизано той задушевностью чувств, которая отличает неподдельную и вечную поэзию.

Стихи эти обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием её неполноценности, то стремлением к её торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание. В нём раскрывается личность поэта, вбирающая в себя большой мир социальных и нравственных ценностей.

Есенин писал о том, что никогда не врёт в своих произведениях. Все его стихи, посвященные любимым женщинам - это исповедь перед ними, раскрытие самых заветных и сокровенных тайн души поэта. Он так и не нашёл той единственной, любимой женщины, с которой мог бы связать свою судьбу. Поэтому-то и звучит любовная лирика так печально, так безысходно. В этом-то и заключается его трагедия.

Стихи поэта мелодичны, поэтому многие из них стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни. Интерес к поэзии Есенина, к его любовной лирике не угасает. Читая стихи о любви, мы становимся духовно богаче, учимся бережнее относиться к этому святому чувству.

В ходе исследования были достигнуты цели и решены задачи. Гипотеза, которая была приведена выше, подтвердилась.

Ты ушла и ко мне не вернешься,

Позабыла ты мой уголок

И теперь ты другому смеешься,

Укрываяся в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко,

Неуютно камин мой горит,

Но измятая в книжке фиалка

Все о счастье былом говорит.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Место любовной лирики в поэзии С.А. Есенина. Отображение впечатлений от поездки в Азербайджан в цикле стихов "Персидские мотивы". Любимые женщины поэта: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Софья Андреевна Толстая.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Искренность и непосредственность в выражении чувств, напряженность нравственных поисков в произведениях Есенина. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина. Роман поэта и Айседоры Дункан. Трагический финал жизни великого русского поэта.

    презентация , добавлен 22.01.2012

    Родители и детство Сергея Есенина. Обучение и служба в армии. Женщины в жизни Есенина. Отношения с Анной Изрядновой, Зинаидой Райх, Айседорой Дункан, Августой Миклашевской, Софьей Толстой, Галиной Бениславской. Творчество великого русского поэта.

    презентация , добавлен 25.01.2012

    Мир народнопоэтических образов в лирике Сергея Есенина. Мир русского крестьянства как основная тематическая направленность стихотворений поэта. Крах старых патриархальных устоев русских деревень. Образность и мелодичность творчества Сергея Есенина.

    презентация , добавлен 09.01.2013

    Описание основных фактов из жизни Сергея Александровича Есенина. Их отражение в творчестве и проявление в ведущих мотивах его произведений. Признание первого стихотворения поэта. Отношение Есенина к революции. Самобытность его поэзии. Образ жизни поэта.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Образование Сергея Есенина, история создания некоторых его стихотворений. Сложная жизнь начинающего поэта и его духовное созревание. Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле - важнейший принцип поэтической композиции.

    доклад , добавлен 24.01.2011

    Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.

    реферат , добавлен 08.07.2010

    Двойственность натуры поэта: стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность. Семейные традиции, образование Сергея Есенина. Гениальный поэт ХХ века. Способность к воображению, интерес к народному творчеству. Образ Родины в лирике поэта.

    реферат , добавлен 12.03.2012

    Творческое наследие великого русского поэта Сергея Есенина. Биография поэта, эмоциональный фон детских лет. Тема обреченной скоротечности бытия. Первые изданные стихи. Литературная группа имажинистов. Автобиография Есенина, версии его трагической смерти.

    дипломная работа , добавлен 09.09.2009

    Встреча с А. Блоком в 1915 году, появление в печати первых стихов Сергея Есенина. Установление контактов с социал-демократическими кругами. Независимость молодого поэта в литературно-художественной и эстетической позиции. Поездка С. Есенина на Кавказ.

Лирика Есенина неразрывно связана с темой любви, она словно не существует без этого высокого чувства, обращенного ко всему мирозданию. Поэтическая душа не могла не пылать страстью, не восхищаться, не любить.

Первый поэтический опыт Есенина связан с фольклорными мотивами; именно в стране «березового ситца» рождается первая любовь поэта. Стихотворения, относящиеся к началу десятых годов, сходны по общему настроению с народными песнями, стилизованы под них, полны деревенской мелодичности и напевности («Подражанье песне», 1910 г.).

Да и позднее, уже в 1916–1919 годах поэзия любви сливается воедино с поэзией природы, черпая из нее целомудренность весеннего цветения, чувственность летнего зноя.

Возлюбленная лирического героя – воплощение красоты окружающего мира, красоты деревенского милого пейзажа. «Со снопом волос… овсяных», «с алым соком ягоды на коже» – ее «гибкий стан и плечи» выдумала сама природа («Не бродить, не мять в кустах багряных…», 1916 г.).

В стихотворении «Зеленая прячется…» (1918 г.) девушка предстает уже в образе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Она рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени… обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь «до новых журавлей».

Описание любовного свидания исполнено целомудрия и той нежности, какую таит в себе чистая красота природы.

Но уже в самом начале двадцатых годов в цикле «Москва кабацкая» происходит резкая смена настроений и интонаций. Деревенский песенный лиризм сменяется отчетливым, резким, дергающим ритмом. Поэт «без возврата» покидает «родные поля» («Да! Теперь решено. Без возврата…», 1922). «Когда… светит месяц…черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Здесь нет возвышенной любви, нет красоты розового заката – лишь «шум и гам в этом логове жутком».

Чувства попраны, осталось лишь плотское влечение. И отношение к женщине меняется: она не стройная девушка-березка, а «паршивая» проститутка («Сыпь, гармоника. Скука… Скука…», 1923 г.), которую «излюбили», «гумызгали». Она грязна, глупа и вызывает не любовь, а ненависть.

Однако подобные образы есть нарочитое, демонстративное выражение состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабацкая» любовь – поэтический крик о мерзости и губительности затягивающего его омута кабаков. И вместе с тем Есенин не отрекается от природной, присущей ему задушевности и лиризма, которые подчеркивают трагичность состояния души поэта:

Дорогая, я плачу,

Прости… прости…

В 1923 году поэт возвращается из заграничного путешествия. Он разочаровывается в буржуазно-демократических началах западного мира, разочаровался и в прошлых идеалах. В его лирике возникает мотив сожаления о прожитых впустую годах, растраченных в кабаках среди бродяг и проституток.

Теперь поэт «запел про любовь», отрекаясь «скандалить» («Заметался пожар голубой…», 1923 г.):

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

«Поступь нежная, легкий стан» и волосы «цветом в осень» – возрождают в лирическом герое «пожар голубой». Любовь как спасительная сила приводит героя к возрождению:

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

(«Дорогая, сядем рядом…», 1923)

В стихотворении «Сукин сын» 1924 года поэт вспоминает «девушку в белом», и его душа оживает:

Снова выплыла боль души.

С этой болью я будто моложе…

Это память о чистой, светлой деревенской юности. Но после лет кабацкого угрюмого разгула вернуть «песню былую» невозможно: «собака давно околела», но остался «молодой ее сын», и, храня в сердце память о том, как «страдал», поэт признает:

Да, мне нравилась девушка в белом,

Но теперь я люблю в голубом.

В этот же период поэт создает цикл стихотворений «Персидские мотивы» (1924–1925 гг.), наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» (1924 г.). Как и весь цикл, оно проникнуто романтическим настроением и светлой грустью:

Там на севере, девушка тоже,

Может, думает обо мне…

Грусть несбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». («Видно, так заведено навеки…», 1925 г.). Герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» «вместе» с любимой. И хотя она сердце «со смехом» другому отдала, тем не менее эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела…к чувственным стихам».

Будучи отвергнутым, лирический герой остается верен прежнему чувству. Он находит снова верного посланника, как в стихотворении «Сукин сын»; это «милый Джим» («Собаке Качалова», 1925 г.):

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

В этом истинно есенинский лиризм, трагичный и возвышенно-романтический, чувствительно-тонкий и вместе с тем обращенный к тем чувствам, что понятны и близки каждому, и потому стихотворения С. Есенина спустя более полувека продолжают волновать читателей драматизмом лирических переживаний.