Организация пространства. Советы и идеи. Сад и участок

Умение найти золотую середину при принятии решений. Самостоятельный ребенок – учим принимать решения и делать выбор

* Умение находить "золотую середину" при решении сложных проблем. Мудрый человек, делая выбор в сложной ситуации, стремится избежать крайностей, найти оптимальный путь. Весь опыт философии также учит умению избегать противоположных крайностей, вырабатывает способность творчески соединять лучшие качества многих подходов, опираться в поисках нового на надежные, испытанные традици

и. К сожалению, Россия - страна крайностей, склонная к бесшабашной ломке коренных исторических традиций на трудных этапах истории. Свою историю в ХХ-м веке она начала с утверждения ультрарадикального коммунизма, а завершает полной его противоположностью, именуемый даже в странах Запада "звериным", "бандитским", "криминальным" капитализмом. И эти метания из крайности в крайность с неизбежным при этом разрушением преемственности во многом объясняют почему в стране с богатейшими возможностями народ влачит жалкое существование. Философское образование в меру своих возможностей стремится переломить эти разрушительные стереотипы, дать человеку и обществу ориентиры надежного, продуктивного выбора.

* Способность к предвидению будущего. Как утверждает западный специалист в области теории управления Р. Акофф: “мудрость - это способность предвидеть отдаленные последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем и умение управлять тем, что управляемо, не сокрушаясь из-за того, что неуправляемо”. Философия, формируя современную культуру продуктивного мышления, давая понимание универсальных законов, условий и причин развития, делает тем самым человека более зорким и дальновидным в предвидении будущего. А это дает возможность более уверенно планировать свои действия, избегать тупиковых вариантов и находить наиболее действенные.

AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Попытаемся уточнить и конкретизировать ее назначение и функции.

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Основными разделами философии, обеспечивающими реализацию ее функций, являются:

* Онтология (греч. ontos - сущее, logos - учение), исследующая наиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.

* Гносеология (греч. gnosis - знание, logos - учение) - теория познания, изучающая наиболее общие проблемы познавательной деятельности (природа познания, его формы, методы, виды, понятие истины, ее критерии и т.п.).

* Социальная философия , изучающая наиболее общие проблемы функционирования и развития общества;

* Философская антропология , исследующая наиболее общие и существенные проблемы человека;

* Философия естествознания, техники, экономики, культуры , осмысляющая наиболее фундаментальные мировоззренческие и методологические проблемы этих наук.

Таким образом, даже краткая характеристика философии, показывает, что это уникальная, ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу наука. Подытоживая сказанное, можно дать исходное определение смысла философии: философия - это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости.

И конечно же это явление имеет глубокие корни и богатую историю.

Возникновение философии, этапы ее развития.

Философия , как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".

Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время.

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:

* рациональным характером объяснения действительности (базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

* рефлексивностью , т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

*свободомыслием и критичностью , направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов

Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.

История мировой философии делится на:

1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.

2. Античная философия. VI век до н.э. - V век нашей эры

Каждый работодатель хочет, чтобы у него работали лучшие сотрудники. И это вполне естественно - ведь лучшие сотрудники, соответственно, лучше выполняют поставленные перед ними задачи. И, исходя из таких благих намерений, в требования к будущему сотруднику руководители включают огромный список необходимых характеристик. При этом они надеются выбрать кандидата только с хорошими личностными качествами, рассчитывая на то, что именно он будет плодотворно и с удовольствием трудиться на благо работодателя. Однако такие идеально соответствующие требованиям кандидаты попадаются чрезвычайно редко, если попадаются вообще. Почему? Попробуем в этом разобраться.

Прежде всего, выдвигая требования к кандидатам, необходимо помнить, что не бывает однозначно плохих или хороших психологических качеств человека. Оценка этих качеств зависит от ситуации, в которой они проявляются, и в соответствии с ситуацией они получают свое название. Осторожный и трусливый, бережливый и скупой, храбрый и наглый, добрый и мягкотелый - все эти пары различных по оценочному суждению качеств отображают отношения к одним и тем же личностным особенностям в разных ситуациях. Так и с претендентами на вакантные должности - практически нет однозначно плохих или хороших кандидатов, просто в зависимости от своих личностных особенностей они либо подходят для выполнения предлагаемой нами работы, либо не подходят.

Выдвигаем адекватные требования

К сожалению, требования, выдвигаемые к кандидату, зачастую бывают не совсем адекватными его будущим функциям, а иногда и довольно противоречивыми. Например, необходимость быть жестким, напористым руководителем и при этом чутким к проблемам людей. Кроме того, в этих требованиях не учитывается, что чрезмерно выраженное какое-либо очень желательное для нас, работодателей, качество в будущем может стать причиной многих проблем.

Например, выдвигая такое требование, как наличие у кандидата очень высокого уровня ответственности, руководитель не задумывается над тем, что гипертрофированная ответственность выражается в стремлении держать все под контролем, а это не только приводит к повышенным требованиям к окружающим, но порождает излишнее нервное напряжение как самого человека, так и тех, кто работает рядом с ним.

Или такое качество, как нацеленность на результат - замечательное свойство личности для любого топ-менеджера компании. Тем не менее следует обязательно учитывать, что при взаимодействии с подчиненными менеджер, строго нацеленный на результат, только ставит задачу и сообщает о том, что должно быть сделано, но никогда не объясняет, как это делать. И не потому, что не хочет объяснить, а просто потому, что не в состоянии осознать того, что другие чего-то могут не понимать. Именно по этой причине у человека, нацеленного исключительно на результат, никогда не получится обучать других, что может быть воспринято как высокомерие и провоцировать напряжение в коллективе. Таким образом, если среди задач, которые будут стоять перед новым сотрудником, есть потребность объяснять другим, как выполнять задание, то в этом случае нужно искать кандидата, среди качеств которого также присутствует нацеленность на процесс. Но при этом мы будем вынуждены смириться с тем, что нацеленность на результат у такого претендента будет несколько ниже.

Кроме того, для всех ли работников необходима нацеленность на результат? Если речь идет о сотрудниках, занимающихся продажами, организацией или расширением бизнеса, внедрением новых технологий и т. д., то это качество является безусловным преимуществом. Однако следует задуматься, в какой мере оно требуется шоферу, охраннику, делопроизводителю, библиотекарю, медсестре и другим работникам, которые изо дня в день выполняют практически однообразную, достаточно монотонную работу. Какой реальный результат на такой работе можно получить? При этом почему-то среди требований к таким категориям работников «нацеленность на результат» нередко занимает ведущую позицию.

Какая нужна самооценка

«Нужны специалисты с высокой самооценкой» - такое требование часто можно заметить в объявлениях молодых развивающихся компаний. И это, в общем, оправданное требование, поскольку высокая самооценка придает человеку уверенность, вследствие чего он способен выдвигать инициативы и брать на себя ответственность за их реализацию. Однако если руководитель является сторонником доминирующего, авторитарного стиля управления, то для него подчиненный с высокой самооценкой - это потенциальный источник конфликтных ситуаций. Ведь уверенный человек знает себе цену и не позволит собой помыкать, повышать на себя голос, будет отстаивать свои интересы и идеи или же просто возражать руководителю, когда будет видеть, что последний не прав.

А вот люди с заниженной самооценкой - в поведении робкие и неуверенные, - как правило, подчиняемые, хорошие исполнители, не перечат, работают по определенному руководителем алгоритму. Обычно они достаточно хорошо выполняют однообразную работу, однако теряются, когда необходимо проявить творческий подход. Они не готовы принимать решения за других, но очень ответственно относятся к выполнению своей работы. При этом могут даже проявить настойчивость, если уверены в своей компетентности.

Определяя уровень самооценки, важно не ошибиться в ее адекватности, т. е. чтобы при низкой самооценке у человека не было слишком больших амбиций (высокого уровня притязаний). Такие люди могут вести себя самоуверенно, иногда даже развязно, но они никогда не возьмут на себя ответственность за принятые решения, они мнительны и подо­зрительны, болезненно воспринимают все разговоры и сплетни о себе. При такой неадекватности самооценки и уровня притязаний любая ситуация оценивания воспринимается человеком как угрожающая, стало быть, может провоцировать его агрессивность и возникновение конфликтов.

Конформность и коммуникабельность

Еще одним замечательным качеством, которое также имеет свои плюсы и минусы, является конформность - умение приспособиться к окружающим. С одной стороны, конформный человек может безболезненно и для себя, и для других влиться в новый коллектив, наладить взаимоотношения и в сжатые сроки начать полноценно выполнять поставленные перед ним задачи, поскольку адаптация такого сотрудника происходит достаточно быстро. Но, с другой стороны, повышенная конформность приводит к податливости мнению большинства, неспособности иметь и отстаивать свою точку зрения, растерянности в ситуациях, требующих быстрого принятия решений.

Поэтому, если для руководителя важно поддержание хороших взаимоотношений в коллективе, поскольку от этого существенно зависит результат работы, следует искать достаточно конформного кандидата. Однако если новому сотруднику предстоит провести реорганизацию работы, строго контролировать деятельность других, навести и поддерживать порядок (например, на складе, чтобы избежать потерь и порчи товара), то здесь необходим человек несколько неуживчивый, не допускающий панибратских отношений.

Но, пожалуй, чаще всего работодатели ищут коммуникабельных сотрудников, т. е. таких, которые умеют общаться. И действительно, сегодня нелегко выделить сферу деятельности, в которой общение было бы совсем не нужным. Но коммуникабельность может проявляться по-разному: один много и безудержно рассказывает, другой просто приятен в общении, третий - способен внушать и убеждать.

Работодателю, прежде чем выдвигать к кандидату такое требование, как коммуникабельность, важно четко определить: что, как и, главное, зачем надлежит выполнять будущему сотруднику, какие задачи будут перед ним стоять. Ведь и актер, и политик, и учитель часто делают, по сути, одно и то же - выступают перед аудиторией. Но задачи у них совершенно разные, и, следовательно, их коммуникабельность тоже должна проявляться по-разному. Кроме того, важно помнить, что коммуникативная активность далеко не всегда является свидетельством коммуникативной компетентности, а человек, который много и легко говорит - не всегда говорит то, что нужно, там, где нужно, и тому, кому нужно.

Вероятно, при выдвижении к кандидату требования о высокой коммуникабельности более целесообразным будет определение необходимых для него коммуникативных умений в зависимости от задач, которые ему предстоит решать. Рассмотрим для примера деятельность сотрудника, который должен по телефону отвечать на вопросы клиентов. В одном случае перед ним может быть поставлена задача поддерживать с клиентом разговор, пока его коллега ищет в базах данных ответ на заданный вопрос. В другом случае, если запрашиваемая информация отсутствует, необходимо минимально сократить время общения. В первом случае нужен сотрудник, способный заговорить клиента, во втором - вежливо и доброжелательно отказать.

Хорошо, когда человек креативен - проявляет ко всему творческий подход, выдвигает интересные идеи. Такой сотрудник может способствовать внедрению нового направления деятельности, выведению организации на более высокий уровень развития или хотя бы просто не дать коллективу застояться в рутине. Но глупо требовать от такого сотрудника полного воплощения его идей, особенно если для этого необходимы значительные затраты времени. Он попросту не способен долго работать над одной идеей, поскольку в его голове будут рождаться следующие - более интересные, необычные или свежие. А к старым идеям он просто теряет интерес.

И так практически со всеми качествами - все они имеют свои плюсы и минусы. Человек, имеющий свою точку зрения на все вопросы, с трудом воспринимает взгляды других людей, особенно если они очень сильно не совпадают с его собственными.

Внимательный, педантичный сотрудник обычно работает медленно и из-за склонности к перепроверкам сделанного не сможет выполнить срочную работу. Крайним проявлением высокой стрессоустойчивости может быть безразличие к окружающим, а чрезмерная активность способствует быстрой потере интереса к уже начатым делам и их незавершению.

Не лишним будет при выдвижении требований к кандидату также учитывать особенности корпоративной культуры организации. Если в коллективе принято совместное обсуждение всех вопросов, то замкнутый, неразговорчивый сотрудник просто не впишется в этот коллектив. А человек, привыкший к быстрому и четкому исполнению поставленных задач, придется не ко двору в организации, где любому делу предшествует длительное раскачивание.

Нежелательные качества кандидата

Выдвигая требования к кандидату, иногда очень важно определить не только, какие качества должны быть у него, но и каких не должно быть.

На руководящие должности, например, категорически не годятся люди с низкой (заниженной) самооценкой, неуверенные в себе, нерешительные, не способные принять на себя ответственность. Такие сотрудники являются хорошими исполнителями.

Исполнитель на руководящей должности не способен организовать работу подчиненных, провести эффективное совещание. Он будет просить, а не давать распоряжения; спрашивать, а не контролировать результаты выполняемой работы; переделывать сделанное сам, если обнаружит ошибки, а не требовать их исправления от других. Он будет бояться принимать ответственные решения, уклоняясь от них или перекладывая ответственность на других и, как следствие, затягивая решение любого вопроса. Иногда он будет обижаться, повышать на подчиненных голос, угрожать им наказаниями. В зависимости от других личностных качеств такого руководителя, его будут жалеть, презирать или игнорировать, и качество работы от этого будет только ухудшаться.

Нельзя для выполнения коллективной работы принимать импульсивных, эмоционально несдержанных кандидатов, даже если они являются высококлассными специалистами. Сами-то они, может, и будут работать, но окружающие после их эмоциональных вспышек будут просто деморализованы.

Эмоционально неустойчивых кандидатов нельзя принимать и для работы с большим потоком клиентов или посетителей. Неуравновешенность, низкий эмоциональный самоконтроль таких сотрудников будет отпугивать клиентов и отправлять их к конкурентам. А при низкой конкуренции вас просто завалят жалобами на поведение вашего сотрудника. Хотя для отпугивания нежелательных посетителей такой сотрудник очень даже может пригодиться.

Таким образом, выдвигая требования к кандидату на работу, важно определиться не только с тем, какие качества должны быть присущи претенденту и каких не должно быть, но и с тем, насколько желательные для нас качества должны быть выражены. Ведь не зря говорится, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Поэтому основной и, возможно, наиболее сложной задачей станет определение той золотой середины, где указан необходимый минимум выраженности желательных и допустимый максимум выраженности нежелательных качеств наших претендентов.

Ирина Мостовая

Справочник кадровика

  • Подбор и отбор, Рынок труда

Ключевые слова:

1 -1

Ежедневно взрослому человеку приходится принимать несколько десятков решений. Умение делать выбор – важнейшее человеческое качество. Вам, вероятно, доводилось встречаться с людьми нерешительными, которые долго думают, прежде чем сделать даже пустяковый выбор. Если вы хотите вырастить из ребенка полноценную и самостоятельную личность, очень важно учить малыша выбирать. Тогда он научится быстро и правильно принимать решения и адекватно относиться к собственным ошибкам.

Как воспитать решительность в ребенке

к оглавлению

Когда и как нужно учить ребенка выбирать?

Это нужно делать с самого младенчества. И первый шаг родителей – научиться уважать выбор ребенка. Даже у грудничка есть свои предпочтения. Он сам решает, когда и сколько ему спать, когда есть, какой погремушкой играть ближайшие несколько минут. Возможно, выбор этот пока несознательный и необоснованный, но, тем не менее, очень важный.

Умение выбирать следует тренировать и тогда, когда кроха немного подрос. В возрасте 2-3 лет дети делают осознанный выбор продуктов, игрушек, подарков. А 5-6 летний малыш может сделать выбор посерьезнее. Отправляясь с ним в магазин, предложите ему выбрать что-нибудь для себя в пределах заранее оговоренной суммы. А чтобы его выбор был разумным и взвешенным, с самого раннего возраста просите его рассказать, почему он выбрал именно это, а не другое.

Не думайте, что ребенок сразу же сможет объяснить вам свои предпочтения, едва научится вести диалог. Это умение необходимо тренировать. И будьте готовы уважать и выбор ребенка, и его объяснения, какими бы глупыми они вам не казались. Не критикуйте малыша, иначе в следующий раз он просто откажется объяснять вам свой выбор.

Умение принимать решения — часть процесса взросления. Ребенок должен научиться решать, хочет он делать что-то или не хочет. Но слишком многое для выбора предлагать всё же не стоит. А вдруг ребенок решит, что чистить зубы нужно всего лишь раз в неделю? Или захочет надевать новогодний костюм в детсад ежедневно. Именно поэтому следует предлагать ребенку несколько вариантов из тщательно отобранных вами. Предложите ему выбрать, когда он почистит зубы: до чтения перед сном или после. Или же предложите два блюда на ужин на усмотрение малыша.

к оглавлению

А нужно ли это ребенку?

Есть родители, которые не признают за детьми (тем более маленькими) право выбора, поскольку уверены, что за кроху всё должны решать мама или папа. Таким образом, взрослые отодвигают планку зрелости. Одни считают, что за ребенком следует признать право выбора, когда он поступит в школу, а другие – и вовсе, когда он эту школу окончит. В результате вырастают ведомые, зависимые и неуверенные в себе люди, которые совершенно не способны сделать выбор. Они не выбирают ни друзей, ни жену, ни работу, а только ждут, пока за них это сделает кто-то другой. Именно так определяется их жизнь.

Есть и такие родители, которые вообще не хотят отпускать ребенка из-под своего влияния. При этом взрослые уверены, что делают так, как лучше. Но решая всё за ребенка, они приносят ему только вред. Ведь человек, который в детстве не научился делать выбор, попросту не может найти своего места в жизни.

Именно поэтому по мере взросления ребенка нужно все чаще предоставлять ему право делать выбор. При этом всегда рассказывайте ребенку о стоящих перед ним опциях выбора, и вы увидите, что малыш 4-5 лет уже выбирает не только сладости.

к оглавлению

Помогите ребенку сделать выбор

Иногда чувства ребенка настолько загадочны, что даже он сам не может их объяснить. Он не помнит, что чувствовал полминуты назад, ему неведомо, что он будет чувствовать через полчаса. Поэтому выбор, который взрослым кажется совершенно незначительным, для ребенка может быть очень сложным. Например: «Ты пойдешь с мамой на рынок или останешься с папой дома?». Ребенок в смятении: он хочет быть и там, и там одновременно. Но, тем не менее, решение в этом случае нужно принимать ему самому, а не кому-нибудь из родителей. Ведь принятие решений – неотъемлемая часть развития личности.

к оглавлению

Выбираем одежду вместе

Для малыша 3-6 лет ежедневной проблемой является выбор одежды. Знакомый вопрос: «Мама, что мне надеть?» или же «Мама, где мои вещи?». А бывают и восклицания: «Я не хочу это носить!». Во избежание этого, разрешайте ребенку выбирать одежду самостоятельно. Ведь это связано не только с развитием чувства стиля, но и с желанием самовыражения. Пусть ребенок с вечера решает, что он будет одевать утром.

Если ребенку не нравится выбирать из двух вариантов, предоставьте более широкий выбор. А чтобы у него не возникло мысли облачиться в новогодний костюм или летние шорты, просто уберите все нарядные вещи и одежду не по сезону.

Независимо от того, как именно вы решите организовать процесс выбора одежды, позаботьтесь о том, чтобы малышу было удобно с ней обращаться. Маленькому ребенку намного проще справиться с пуговицами, чем с молнией, легче застегнуть обувь на липучку, чем завязать шнурки.

к оглавлению

О выборе и псевдовыборе

В науке о выборе есть и свои хитрости. Так, многие психологи, советуют выбор заменять псевдовыбором. Например, трехлетний малыш не хочет одеваться. Мама предлагает ему выбрать, какую футболку надеть: серую или синюю. Но бывает и так, что эти два варианта одинаково не устраивают маленького капризулю. Псевдовыбор следует предоставлять лишь в том случае, когда ясно видно, что это всего лишь капризы. Но если у малыша есть четкое желание, которое имеет причину, не отмахивайтесь от ребенка, предлагая ему псевдовыбор. И будьте готовы к тому, что он вскоре не поймается на удочку и скажет, что ему не нужно ни то, ни другое.

Старайтесь прислушиваться к мнениям и желаниям своего ребенка. Так, если он упорно отказывается, есть, спать, гулять, обратите внимание на его здоровье и психо-эмоциональное состояние. Принуждая ребенка к чему-либо, вы рискуете ему навредить.

Таким образом, если вы желаете вырастить самостоятельного и ответственного за свои поступки человека, с раннего возраста учите ребенка делать выбор. Поверьте, со временем он сам сможет объяснить мотивы своих поступков, а пока он маленький просто уважайте его предпочтения.

к оглавлению

А как быть со старшими детьми?

Повседневная жизнь, ежедневно ставя перед нами выбор, подбрасывает все больше соблазнов. Взрослый, и тот не всегда знает, как правильно поступить, чего уж говорить о ребенке! Родителям важно оказаться в нужный момент в нужном месте, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор. Именно помочь, а не сделать этот выбор за него. При этом не переусердствуйте, у подростка это может вызвать бурю протеста.

Маркетинговые службы торговых сетей разбрасывают рекламу и всевозможные акции с целью привлечения покупателей и получения прибыли. Именно подросток может стать жертвой рекламы. Как и каждый из нас, наверняка, не однажды попадался на рекламную удочку и приобретал по «акционной цене» товар, который, как выяснялось впоследствии, абсолютно не нужен. И если первой реакцией были радость и удовлетворение, позже приходит осознание того, что деньги были потрачены зря. И если взрослому не всегда удается справиться с таким соблазном, ребенку это тем более не под силу.

Чтобы научить ребенка делать выбор среди обилия товаров и избегать при этом бесполезных трат, перед походом в магазин привлеките сына или дочь к составлению списка необходимых товаров. Пусть ребенок почувствует ответственность в принятии решений. Берите с собой ровно столько денег, сколько потребуется на товары по списку. Помните, что дети простодушны и наивны. И если издатель любимого журнала с вложением «ненавязчиво» предлагает «Собери всю коллекцию!!!», у ребенка и мысли не возникнет о том, чтобы её не собрать. Родители вынуждены будут еженедельно покупать порой совершенно недешевые журналы. Прежде чем отказать ребенку в покупке, доходчиво объясните нецелесообразность коллекции. Но при этом уважайте заинтересованность ребенка, и если он сможет доказать, что ему нужна коллекция и журналы, постарайтесь согласиться на покупку.

Очень важно найти «золотую середину», чтобы не пустить подобную ситуацию на самотек. Ведь современные производители детских товаров молниеносно реагируют на появление новых мультяшных героев и выпускают игрушки, комиксы и наклейки целыми сериями. Дети мечтают заполучить всё и сразу. Многие родители, думая, что если откажут ребенку в покупке, он будет самым несчастным на свете. Это не так. Детское внимание переключается очень быстро, и если вам удастся отвлечь ребенка, он через несколько минут уже и не вспомнит о том, что просил со слезами несколько минут назад.

к оглавлению

Выбор правильных жизненных ценностей

Не ошибиться с выбором в спорной ситуации ребенку помогут жизненные ценности, которые соответствуют общепринятым моральным нормам. В силах родителей привить ребенку моральные ценности. Что для этого нужно?

  • Учите ребенка на примерах из своей жизни. Детям очень нравится слушать правдивые истории на тему «Когда мама была маленькой…». Самым лучшим способом дать правильные жизненные ориентиры считается вплетение в рассказ моральных дилемм. Можно с воспитательной целью использовать также сказки. Поверьте, истории из жизни и сказки намного эффективнее поучений и лекций.
  • Никогда не отступайте от собственных жизненных принципов. Сказанное должно быть обязательно сделано. Ведь дети учатся всему, подражая взрослым (в первую очередь – родителям). Никогда не допускайте того, чтобы вашему ребенку было за вас стыдно. Заявленным приоритетам всегда следуйте неуклонно.
  • Учите своих детей собственной религии, вере. Моральные принципы религии могут стать дополнительной подсказкой для ребенка и помощью в принятии правильного решения.
  • Всегда будьте в курсе, кто окружает вашего ребенка и может повлиять на него. Каждый человек, который проводит с ним время, в любом случае оставляет след в мировоззрении вашего ребенка. Поэтому не помешает ознакомиться с моральными принципами людей, которые вас окружают.

Елена Каспиркевич

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут, и жить дают другим. Эгоисты, которые сами живут, но не дают жить другим и наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают.

Иван Сергеевич Тургенев

Думать, и заботится только о себе – эгоисткой называют, думать только о других и «наплевать» на себя, быть абсолютной альтруисткой, тоже осуждают, да и самой как-то неуютно. И что делать? Есть ли золотая середина и где и как ее найти?

Эгоизм и альтруизм – две крайности

Эгоизм от латинского слова ego – я. Это принцип жизненной позиции, ориентации, а также моральное качество человека, который свои собственные интересы ставит выше интересов других.

В жизни человеческий эгоизм проявляется по-разному

  1. Диктаторский эгоизм, когда эгоистичный человек считает, что все окружающие его люди должны служить только его интересам.
  2. Эгоизм собственной исключительности. В этом случае эгоист считает: «Пусть все следуют определенным моральным принципам, а если мне это не выгодно, я не буду». Он делает только то, что ему выгодно.
  3. Анархический эгоизм. Как говорится «И сам не гам и другим не дам».

Многие считают, что эгоистам живется легко и просто. Это вовсе не так! Им очень трудно налаживать отношения с окружающими его людьми. У них же на первом плане только своя выгода, а кому из друзей такое понравится? Вот поэтому-то чаще всего они и остаются одни.
Альтруизм – это другая крайность. Человек думает только о других, и совершенно не думает о себе. Разве такое отношение к себе может человека сделать счастливым? Конечно же, нет!

Золотая середина


Должна же быть золотая середина? А она и есть! И даже имя свое имеет! Это разумный эгоизм!
В чем его смысл? А смысл заключается в умение решать свои проблемы не в ущерб другим, словом, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.
Эгоизм в разумных пределах даже полезен. Как правило, приверженцы разумного эгоизма бывают успешными людьми и довольны своей жизнью. Чего не скажешь об эгоистах.

Отличительные черты эгоиста

1.Признает только свои интересы. Интересы других его абсолютно не интересуют.
2.Из сложных ситуаций выходит за счет других, как говорится «сухой из воды». Все кругом виноваты, только не он.
3.Всю свою жизнь ищет удовольствия и не отказывает себе не в чем, но не протянет руку помощи нуждающемуся.
4.Скуп на эмоции. Эгоист умеет только «брать». «Давать», это не для него, это не в его в правилах. И это касается не только материальных вещей, но и эмоций и добрых дел. Эгоист не может сочувствовать и тем более оказывать поддержку.

Разумный ли твой эгоизм

У эгоизма разумные пределы и он считается разумным если:

  • Любишь и уважаешь себя. Так и должно быть, стало быть, эгоизм разумный.
  • Можешь смело критиковать и не боишься этого делать. К примеру, подруга накрасила губы помадой, которая ей абсолютно не идет, можно смело сказать ей об этом.
  • Если противоречит твоим интересам, можешь сказать: «Нет»! Например, подруга попросила посидеть с ребенком, а у тебя свидание. В этой ситуации можно отказывать без угрызений совести.
  • Можешь обыграть ситуацию так, чтобы она решилась в твою пользу.
  • Отказываешься делиться тем, что имеет для тебя ценность или задевает твои интересы.

В этих ситуациях эгоизм бесспорно разумный.

Это очень интересно

Эгоизм появился, точнее, родился вместе с первым человеком.
Злые гении Гитлер и Наполеон были эгоистами! И Александр Македонский и Юлий Цезарь, и Сталин они не просто великие диктаторы, они настоящие эгоисты. Каждый из них был одержим идеей, подчинить себе весь мир.
Будем разумно эгоистичными!

Посмотрите еще

«А с чего ты взяла, что работа не является частью нормальной жизни!» – экспрессивно ответила моя подруга, руководитель успешного консалтингового проекта, с которой в недавнем отпуске я пыталась обсудить эту тему. Для справки, ее отпуск обычно выглядит так: на фоне безмятежных морских пейзажей Лера поминутно отвечает на звонки из офиса, а в кафе и ресторанах первым делом подключается к Wi-Fi, чтобы проверить рабочую почту. Мы с ней давние приятельницы, так что к такому ее режиму я уже привыкла. А покладистый муж Леры при очередном неурочном звонке с работы философски разводит руками: «Из нас двоих она – руководитель!»

Пожалуй, Валерия и ее муж – одни из немногих моих знакомых, кто искренне не замечает конфликта. Для Леры work & life balance (так соотношение работы и остальной жизни окрестили в 1980-х годах английские социологи) пребывает в гармонии. Возможно, со временем она ощутит, что чего-то недодает семье, а может, и недополучает сама. И это подтолкнет Леру к пересмотру позиции. Как это сделали за последнее время сотни руководителей-трудоголиков. За немалые деньги, на специальных курсах и тренингах они овладевали искусством поддерживать баланс между работой и жизнью. Что это – модное увлечение или реальная потребность отвоевать у работы пространство для жизни, – рассказала мне бизнес-коуч Галина Кушнарева.

Без вины виноватые

Несмотря на то, что словосочетание «work & life balance» – это уже устоявшаяся идиома, сейчас мы начинаем к нему относиться иначе. Это выражение не только про распределение рабочего и свободного времени. Речь идет о глобальном балансе нашей собственной жизни, в которой есть отношения с другими людьми, спорт, здоровье, самореализация и многое другое. Рабочие обязанности занимают не меньше трети времени нашего бодрствования, и получается грустная картина, если они тебе не очень нравятся. Целую треть собственной жизни ты вынужден противопоставлять собственно жизни! Особенно остро это чувствуют люди, для которых работа не является полем личностной реализации. Поэтому самый важный лайфхак – найти работу, где ты можешь воплощать амбиции, ощущать драйв, повышать свою ценность, – иначе говоря, делать все то, что обычно связывают со словом «жизнь». Понятно, что на тренингах мы не трогаем профессиональные навыки, а говорим про отношение к работе. Потому что именно оно определяет результаты. Человек всегда выигрывает в ту игру, в которую играет. Например, если ваш сценарий звучит так: «У меня тяжелая работа, которая забирает все мои силы», – легко угадать, к какому результату вы придете. И здесь важно осознавать, что это именно ваш выбор. Для некоторых страдание – это мощный инструмент манипулирования. В роли жертвы – как на работе, так и в личной жизни – человек может рассчитывать на жалость окружающих, надеяться на то, что кто-то придет и все сделает вместо него. В такой позиции не надо напрягаться, и это явно проще: он не рискует и ничего не делает. Не надо ничего менять, ведь во всех его неприятностях «виноваты» другие. Человеку удобно считать: ситуация станет лучше, если изменится где-то вовне, без его усилий. На одной чаше весов лежат его достижения и карьера, а на другой – удобство, привычка, комфорт. И многие выбирают страдание, осознанно или неосознанно. И чем ярче они демонстрируют окружающим свое изнеможение, тем большую компенсацию надеются получить. Но разве обессиленному офисному служащему или руководителю кто-то захочет дать повышение или доверить важный проект?

Правильное отношение мы выбираем на трех уровнях, и их нужно пройти осознанно. Первое решение принимается на уровне амбиций: я выбираю замахнуться (например, на работу в престижной компании) или не замахнуться (тихо сидеть на прежнем месте)? Второе – на уровне действий: я для этого что-то делаю или не делаю после «замаха»? И третий уровень – для «продвинутых пользователей»: я буду это делать и страдать или же делать и получать удовольствие? Вот, например, девушка очень хотела, чтобы ее взяли на вакансию, радовалась, что получила должность. Первый месяц работала на драйве, а потом посмотрела на новых коллег и обнаружила: никто энтузиазмом не горит, все жалуются... наверное, и мне так надо? И в этом общем депрессивном потоке она неосознанно начинает культивировать свое страдание. А в результате ее жизнь действительно разделяется на яркую, интересную, полную встреч – но где-то там, вне работы – и прозябание в офисе.

Каждому из нас важно, чтобы цель вдохновляла. Но постарайтесь избегать пассивной формы: «она меня вдохновляла, а потом вдруг перестала». Нет – «я вижу ее вдохновляющей!». Такое отношение включает в себя мой выбор, мое обязательство. Тогда я активен и вкладываюсь в свою цель на 100%.

Гонка за вдохновением

Обычно, желая попасть из пунк­та А, в котором находятся сейчас, в некий пункт В, где все будет намного лучше, люди думают, что главный вопрос – «как?». Но на данном этапе он не имеет никакого смысла. Всегда найдутся «непреодолимые» препятствия, пока человек не поймет: а почему мне сейчас важнее быть в пункте А? Как я там оказался? Возможные ответы: потому что так удобно, так привычно, и даже если ситуация не нравится, все равно проще оставить все как есть. Следующий вопрос: а какие убеждения не позволяют мне оказаться в пункте В? На тренингах я лично предлагаю осознать, как действуют наши внутренние привычки: быть правым; хорошо выглядеть в глазах других людей; не рисковать; контролировать или избегать контроля; доминировать; быть «в оценках». Эта работа позволяет ответить на главный вопрос: почему ты создал такую­ ситуацию, почему ты находишься здесь? И только потом можно задействовать другие методы – например, «Цикл контакта».

Вы спросите, что делать, если доводы не убеждают и радости от работы все равно не прибавляется? Что лучше слушать – свой мозг или сердце? Я отвечу: и то и другое. Здесь тоже нужен баланс. Сердце говорит нам о принятии себя, о некоторой расслабленности: «Не истязай себя, остановись». А мозг заставляет любопытствовать: «Что происходит вокруг? Что еще может меня вдохновить?» В идеале логика и интуиция должны не противоречить друг другу, а помогать. Ведь часто жизнь сначала намекает на то, что нужно изменить, – какими-то идеями, людьми, ситуациями. Потом, если упорно не слышишь намеков, – ощутимо дает по голове. Там, где ты не можешь разобраться со своими чувствами, поможет анализ. И наоборот: бывает, что есть много доводов «за», а сердце к такому решению все равно не лежит. Мне кажется, для каждого из нас «зона роста» находится в том, чего нам как раз не хватает. Если у человека сильна интуиция, его задача и вызов – больше себя развивать в логике. А другому, наоборот, полезнее научиться слышать ощущения, желания, сигналы тела. Потенциал развития там, где изначально ресурсов меньше.

Время перемен

Как же это поможет найти оптимальный work & life balance? Вот вам пример, причем из жизни моих коллег. Маша О. работала бизнес-тренером в крупном банке. Когда мы с ней встретились на курсах повышения квалификации, она буквально была на грани истощения. Признавалась, что приходится чуть ли не силой заставлять себя войти в зал и общаться с людьми, которых в этот момент хотелось только ненавидеть. Ее работа побуждала быть жесткой, требовательной: она постоянно ездила по всем отделениям банка и, возвращаясь из командировок, чувствовала, что изменился даже ее запах – он перестал быть женским, от нее пахло мужчиной, даже если на ней была абсолютно чистая блузка. Когда у Маши начались проблемы со спиной, она поняла: все, дальше некуда, нужно остановиться. На работе она сказала, что должна взять отпуск, позаботиться о здоровье, и на какое-то время перешла на очень скромный бюджет. А затем, занимаясь собой, познакомилась с floating – водной процедурой в капсуле, которая спасает от стресса и помогает прийти в себя и физически, и душевно. Итог: сегодня Маша открыла свою float-студию, занимается массажем, телесными практиками. Она осталась в бизнесе, но при этом из сухой, жесткой схемы переместилась в иную – с уважением к своей природе. Стоит ли говорить, что сейчас Маша и выглядит, и ощущает себя совсем по-другому.

Второй пример: Дарья Н. тоже работала­ бизнес-тренером, вместе с мужем растила двоих детей, покупала абонементы в Консерваторию, старалась путешествовать, заниматься йогой и даже бегать марафон. Но в какой-то момент оказалось, что она уже не понимает, зачем все это делает: жизнь перестала приносить удовольствие. Разобраться в «кризисе среднего возраста» Даша решила с психологом: ей нужно было научиться осознавать себя и пределы своих возможностей, не пугаться слабостей. Вместо марафона моя коллега записалась на лекции, во время прогулок в парке слушала подкасты, чуть ли не наизусть выучила книжку Брайана Трейси о тайм-менеджменте, – она буквально накачивала себя идеями, людьми, стратегиями. Такая аналитическая работа позволила Даше и брак сохранить, и профессионально «перезапуститься»...

Какие выводы из этих историй? Во-первых, если вам кажется, что в жизни что-то идет не так, знайте: это вам не кажется. А во-вто­рых, я всегда вспоминаю совет легенды американского бизнеса Джека Уэлча: «Меняйтесь раньше, чем обстоятельства заставят вас это сделать».

Метод: «Цикл контакта»

Если нынешняя работа отнимает всю энергию и не дает жить, возможно, настал момент ее сменить. Чтобы не ошибиться с выбором, Галина Кушнарева советует освоить метод из четырех этапов.

Идея. У вас появилось желание найти хорошую работу. Возможно, вы уже видите должность, о которой могли бы мечтать, но сомневаетесь в собственных силах. Главное, не загубить идею негативными внутренними оценками. Чаще всего такие голоса – не ваши, они звучат из прошлого. Подумайте о том, кому они могли принадлежать. Что вы выберете сегодня – винить в неудачах кого-то из прошлого или верить в себя? Убедитесь, что ваше решение не ставит вас в позицию жертвы.

Поиск. Даже самую блестящую идею редко удается воплотить с первого шага. На этом этапе важно понимать: если не получилось сразу – это нормально. Значит, необходимо продолжать искать, изучать варианты и не на каждую работу кидаться просто потому, что она появилась. А перед тем как принять решение, еще раз проверьте, что оно отвечает вашей индивидуальности и вашим интересам.

Контакт. Вы приняли решение и приступили к работе на новом месте. Чтобы понять, насколько она вам подходит, на этом этапе важно «быть в процессе» целиком. Если вы выбрали компанию А, то уже не смотрите на компании В или С. Вы сейчас здесь, вы сделали выбор – и будьте с ним в согласии. Работайте так, как если бы это была для вас самая лучшая работа.

Анализ. Вы уже освоились на новом месте. Возможно, вас все устраивает и все идет хорошо. А может, уже хочется чего-то нового? Проанализируйте ситуацию. Распишите по пунктам: что вам нравится; какой опыт вы получили; чему научились; чего не хотите терпеть. Анализ поможет ответить на главный вопрос: «Я готова так жить и работать?» Если ответ «да» – вы совершите ответственный выбор. А если «нет» – цикл замкнется, и у вас опять появится новая идея.

Инструмент: «шкала приоритетов»

Кроме работы, вам ни на что не хватает времени? «Вспомните и напишите в столбик на листке бумаги все те вещи, которые вы считаете для себя важными, – советует коуч. – Это может быть саморазвитие, хобби, здоровье, отдых, знание иностранных языков – все, что пожелаете. Рядом, во второй колонке, отметьте свой результат на сегодняшний день: что сейчас из этих важных вещей у меня есть реально? А затем я предлагаю посмотреть на каждый из пунктов очень честно и сделать для себя несколько выводов.

Если я привык считать что-то значимым, но сейчас в моей жизни этого нет, – для меня это не важно. Что бы я по этому поводу не думал! Мне важно выглядеть хорошо, а я не бываю на природе и не занимаюсь спортом? Мне нужно знать иностранные языки, но я так и не записалась на курсы? Значит, это не важно. Такое столк­новение с реальностью может оказаться неприятным, но выводы всегда лучше делать честно и только по результату.

Если вы все же настаиваете, что для вас это важно, – доведите свое желание до действия: начните ходить в фитнес-клуб или найдите онлайн-курс испанского.

Если вы уже купили абонемент в бассейн, но за несколько месяцев так им и не воспользовались, или приобрели учебник по грамматике, но так и не сели за упражнения, – не обманывайте себя. Позвольте себе расслабиться и провести это время с удовольствием. Этот опыт дает вам возможность лучше узнать себя и не быть тем, кем вы не являетесь. И это тоже очень ценный результат.

Вернитесь к своему списку и допишите в первую колонку дела, которыми вы уже по факту занимаетесь, хотя и внутренне этому сопротивляетесь. Например, в свой единственный выходной, возможно, проклиная все на свете, едете на другой конец города в гости к свекрови. Помните: если вы это делаете – значит, для вас это важно. Подумайте: почему именно? Это привычка или традиция, вам хочется сделать приятное мужу или вы заботитесь о теплых взаимоотношениях в семье? Нет ли способа сделать все то же самое иначе – например, пригласить свекровь в театр или на концерт? Осознайте свой выбор и будьте с ним в согласии: только такое отношение позволит вам сохранять баланс и получать от того, что происходит в вашей жизни, удовольствие».

Галина Кушнарева

Галина Кушнарева, специалист по стресс-менеджменту, бизнес-тренер компании Business Relations

Семейное положение: замужем, двое детей

Образование: факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, второе ВО во Французском колледже журналистики CFPJ. Училась в Международном Эриксоновском университете коучинга у Мэрилин Аткинсон, изучала организационный коучинг в Центре коучинга И. Рыбкина. Имеет диплом Евро­пейской ассоциации коучинга ECA.

Карьера: пресс-служба Государственной думы, финансово-инвести­ционная компания «Промышленные инвесторы», волонтерская организация World4U. В 2007 году начала работать тренером в Business Relations (b-r.ru), координировать проекты компании со школами МВА и преподавать.